Диакон Илья Маслов:
вчера в 21:52
«"Годовщина "священной стерилизации"
Прошел ровно год с момента принятия на Синоде печально известной "Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции". 17 марта 2020 года этот документ вошел в историю современной РПЦ и больше известен теперь как "иструкция по стерилизации Христа". Ну, это народное название обусловлено тем, что наибольшее смущение в этой инструкции вызвали "санитарные меры" в отношении к практике причащения Св. Христовых Таин.
И несмотря на спад ковидного безумия у населения (люди уже просто устали за год и вынуждены бороться с последствиями "ковидобесия" сильнее, чем с самой "недопандемией"), несмотря на "героическую победу" нашего правительства над хворью, вопреки "триумфальному шествию" вакцинации (как вещает нам киселевско-соловьевская пропаганда), даже невзирая на бодрые репотражи "Спаса" про привитых попов и ответственных церковных работников - в общем несмотря ни на что патриархия этот скандальный документ не отменила. Даже частично. И вряд ли собирается без "благословения" Роспотребнадзора.
Думаю, можно назвать синодальную "коронавирусную инструкцию" самым непопулярным современным документом текущего патриаршества. Конкурировать в антирейтинге с ним может, разве что Гаванская декларация-2016.
Напоминать читателям самые негативные последствия от сей "инструкции" кажется лишним. "Спасенных" от поветрия посредством псевдосанитарных мер подсчитать не представляется возможным. Зато по данным ВЦИОМ количество верующих в России за "коронавирусный год" сократилось на 1-2% (а воцерковленных людей у нас всего где-то 2-3 % от всех православных по идентификации россиян) по сравнению с 2019-м. И плевать бы на этот ВЦИОМ, но ведь реально храмы полупусты! А сколько верующих людей ищет именно те храмы и тех священников, где и у которых возможно причаститься без "полоскания" и "протирания"! И сколько бы не надрывался о. Георгий Максимов в заказном пиаре патриархийных "стерильных" мер, сколько бы митр. Иларион не напрягал свой богословский ум для внедрения "коронавирусной теологии", как бы не пытались на "Спасе" шельмовать всех ковид-диссидентов, но не получается у официоза привить в народе уважение и любовь к литургическим "новинам" 2020-21 гг.
Да и значительная часть духовенства при любой возможности, когда это не влечет "церковной административки", соблюдает сомнительную инструкцию лишь формально. Для вида.
За год действия этого документа, который, повторюсь, вызвал бурное негодование среди православной консервативной общественности, к священноначалию было обращено немало принципиальных вопросов богословского и духовно-нравственного характера.
1. Было указано, что настоящее изменение литургической практики беспрецедентно в истории Православной Церкви. Ссылки на "Пидалион" и на сноску мелкими буквами в "Настольной книге священнослужителя" С.В. Булгакова (кон. 19 века) не выдерживают критики. Полоскание лжицы в спирту за литургией там не прописано. Интерпретировать практические индивидуальные советы по причащению больных (частным порядком) как руководство к изменению богослужебной практики для всей Поместной Церкви - это крайне не адекватно.
2. "Спиртование Христа" (посредством окунания лжицы после каждого причастника в спирт) ставит серьезнейший вопрос о евхаристическом реализме. Исповедует ли иерей таким образом реальное пресуществление Св. Даров в Тело и Кровь Господа, если "попаляющий огнь" в Чаше не слишком "эффективен" и лжицу лучше погрузить не в "Источник бессмертия", а в чашку со спиртом? Схоластика на тему "ограниченной незаразности" во время причастия наводит на рассуждения о каком-то евхаристическом несторианстве.
3. Десакрализация и профанация священных сосудов (не говоря уже о самом храмовом пространстве) требует четкой позиции: лжица (и другие богослужебные сосуды) - это священный предмет или техническое приспособление, столовый прибор, "ложка для причастия"?
4. Может ли причащение без "полосканий" стать причиной заражения и даже смерти? Или же мы должны придерживаться традиционного православного учения ап. Павла о том, что только недостойное вкушение Св. Даров есть единственная причина болезней и смерти от причащения (1 Кор.11: 29-30)?
5. Наконец, нравственная проблема - демонстрация и невольная пропаганда маловерия. "Здоровье прежде всего", Таинства не спасают от болезней, "на Бога надейся, но маску со спиртом не забывай" - как с этим ворохом нестыковок быть? К тому же многие помнят, как в предыдущие года нынешние ковид-проповедники говорили об обратном: через причастие заразиться нельзя, брезговать причащаться со одной лжицы - греховно и т.д.
Вот прошел год, вопросы эти висят, инструкция не отменена, даже не откорректирована, дабы убрать самые смущающие христианскую совесть предписания относительно причастия. Патриархия перестраховалась перед Роспотребнадзором. Что дальше? Как говорил кто-то из консервативных публицистов позапрошлого века, строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения... Ну, что ж, будем надеяться, что синодальную инструкцию от 17 марта 2020 г. отменит сама жизнь. И ее применение сравниться с фоновыми призывами носить перчатки в метро».
отсюда