Позиция Лурье вполне удовлетворит Беглова, стремящегося закрыть храмы Спб на Рождество. ..

Dec 10, 2020 04:31

Заглавный постмодернист на цирковно-цирковой ниве
Вадим Миронович Лурье
разродился супер-моднячим "богословием ковида":

1) "Мы публичное богослужение ограничили только литургией на праздничные дни"

2) "Второе ограничение - мы добивались того, чтобы не было никаких скоплений людей. У нас, скажем, войдя в храм, любят стоять кучно у дверей толпой - мы этого не допускали. Не допускали и никаких очередей к причастию и к запивке: все стоят на своем месте подальше друг от друга и никуда не переходят, а причастие священник раздает каждому, обходя каждого, а потом служители церковные таким же образом раздают запивку."

3) "Когда стала ухудшаться санитарная ситуация в нашем городе (в октябре мы стали приближаться к тем уровням, которые были в апреле), я был вынужден (это мое было решение, хотя я, конечно, советовался и с нашими прихожанами, и с другими людьми) опять вернуться к закрытию богослужений."



4) "Что рекомендовали святые отцы делать? Как они делали?

И тут мы находим, что в “Пидалионе” святой Никодим Святогорец рекомендует практику, которую, разумеется, не он выдумал: во время эпидемии надо лжицу стерилизовать после каждого причастника. Ну, тут, конечно, можно сказать, что нельзя различить, идет ли речь об опасности заразиться через лжицу или через причастие, но я думаю, что в действительности это нельзя разделить. Стерилизовать, конечно, рекомендовалось теми способами, которые были доступны в XVIII веке и в Средние века - тогда крепкий уксус использовался. Хотя лучше было бы спиртом более 70%-ной концентрации. Но такой спирт во времена Никодима Святогорца был почти никому недоступен, а в более средневековые времена его вообще не умели делать. Поэтому, хотя средства стерилизации вообще тогда были хуже, но общий принцип открыт был еще в античности, и в Церкви он использовался и применялся.

У нас нет такой веры - и ни у каких святых отцов этого не сказано, - что Святые Дары обладают каким-то антисептическим действием. Ну вот покажите по святым отцам, что они воспринимали Святые Дары как антисептик! Тогда будет разговор какой-то. Потому что у них есть противоположное: они не антисептик - так как, если есть септическая опасность, то есть опасность заражения, надо предпринимать отдельные меры. И это то, что точно бы одобрили святые отцы.

Также на практике никто в Церкви не возражал, если в случае какого-то мора храмы просто закрывали приказом правительства (в России, по крайней мере, в XIX веке это сплошь и рядом делалось)."

отсюда

Комментарий Алексея Дунаева:

"Итак, суть ответа Лурье сводится к следующим пунктам, совпадающим с позицией официальной РПЦ МП:
1) Святые Дары (не только лжица и чаша) могут быть заразны, "они не антисептик". О моей позиции, что без различения сущности и акциденций православная евхаристология в тупике, я уже писал ранее в ЖЖ, повторять не буду. Однако цитаты из святых отцов, что через Дары нельзя заразиться чумой и проч., было бы интересно собрать вместе (как и противоположные, в т.ч. у католических отцов).
2) Лжицу надо обеззараживать. Хорошо бы цитату из "Пидалиона" и весь ее контекст.
3) Храмы надо закрывать. Хорошо бы все случаи в Росс. империи - сколько храмов и когда закрывали.
По пп. 2 и 3 были публикации в инете, но я их не заархивировал. Может, сбросите сюда ссылки, кто какие знает? И где в "Пидалионе" в совр. рус. переводе (том, стр., лучше сразу перевод) сестер екат. мон. это место?
А как насчет "масок" в храме и "соц. дистанции"? Тут Лурье тоже сослался бы на прецеденты?

Но первичная ложь Лурье в нынешнем контексте - это то, что пландемия не является на самом деле эпидемией. Я много раз писал, что до рубежа зараженности населения в 6% - как до Луны, не говоря про лживость ПЦР-тестов и махинации со статистикой, приписками, денежными поощрениями и проч.; что ВОЗ фальсицифировала понятие "пандемии" (его нет официально в ВОЗ); что смертность от ковида даже со всеми махинациями не превышает сезонную смертность от гриппа и много меньше иных болезней. А если нет "эпидемии" и "мора", о которых пишет Лурье, то нет проблемы и не должно быть экстренных мер.

Позиция Лурье вполне удовлетворит Беглова, стремящегося закрыть храмы Спб на Рождество. РПЦ МП пока еще не сказала последнего слова.

Некоторые блогеры писали, что "богословие ковида" - очень нужная и важная тема. Я согласен - только вот не вижу, чтобы дело пошло дальше слов и обещаний."

отсюда

P.S. Кстати, слышу со всех сторон
еще об одной литургической практике,
входящей в матушке России
в цирковно повседневную негласную моду:
СВ. Дары после причащения лаиков
не потребляются, а "утилизируются".
И более того: входит мода служащему литургию
ебископу или пресвитеру
освящать две Чаши: одну личную,
из коей причащается токмо он сам,
другую храмово-соборную - для плебса.

Апокалипсис наших дней, Алексей Дунаев, Вадим Миронович Лурье

Previous post Next post
Up