Как обычно, в Устав РПЦ заложена коллизия...

Aug 27, 2020 01:44

Илья Бей, специалист по каноническому праву из Киева:

illyabey:

«Проверка белорусов на прочность "от Гундяева"

Гундяев сегодня поменял своего экзарха в Беларуси. Но имел ли он на это право?

Экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата). А название "Белорусская православная церковь" - это лишь красивое название округа РПЦ в Беларуси.
У этого округа, согласно Уставу РПЦ, есть лишь имитация автономии, заключающая в том, что собрание епископов этого округа называется греческим словом "Синод", и что этот Синод делает представления Синоду РПЦ и патриарху Московскому об архиереях и епархиях. Все это регулируется гл. XIII Устава РПЦ.

Как обычно, в Устав РПЦ заложена коллизия

С одной стороны, в нем как бы сказано, что Гундяев может со своим московским Синодом напрямую назначать экзарха: "Экзарх избирается Священным Синодом и назначается Патриаршим Указом" (п. 9). С другой стороны, "Экзарх является епархиальным архиереем своей епархии" (п. 10). Но представление епархиальных архиереев относится к компетенции Синода Экзархата: "Епархиальные и викарные архиереи Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата" (п. 12). Пункты 10 и 12 разъясняют механизм, предполагаемый в. 9.
Кроме того, согласно данным официального сайта БПЦ, последнее заседание ее Синода состоялось 9 апреля и было посвящено угрозе коронавируса.

Каноническо-административные выводы

Все изложенное позволяет занимать следующую позицию: 1) поскольку согласно п. 10, экзарх является архиереем своей епархии, он не может быть назначен из-за границ Беларуси или переведен за ее границы; 2) поскольку избрание архиереев БПЦ происходит по представлению Синода Экзархата, а никаких кадровых заседаний Синода не было, то и никаких кадровых изменений в БПЦ быть не может.
Коллизия же заключается в том, что в московском чтении п. 9 власть Гундяева над Беларусью абсолютна, и он может принимать в ней любые кадровые решения, не спрашивая мнения белорусского Синода.
Однако, если считать положения Устава РПЦ соотносящимися друг с другом, мы видим, что Гундяев и Ко в решении о замене белорусского экзарха вышли за рамки собственной компетенции и нарушили, тем самым, собственны Устав. Это делает решение "экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским назначить Преосвященного епископа Борисовского и Марьингорского Вениамина, сохранив за ним временное управление Борисовской епархией" ничтожным.
Кроме того, как обычно, практика РПЦ здесь расходится с древними традициями, согласно которым архиерея избирает из своей среды епархиальное собрание, а перевод с кафедры на кафедру без чрезвычайных обстоятельств запрещен.

Выбор есть

Естественно, у белорусских епископов есть выбор. Можно сделать вид, что Москва будет им напрямую диктовать свою волю, ставить над ними начальником того, кого пожелает, и плевать на те права экзархата, которыми сама их и наделила. Можно собраться на Синод Экзархата (и для этого избрать из своей среды временного председательствующего, которым не должны быть ни Павел, ни Вениамин), и подать свою кандидатуру Москве. А можно принять предложение патриарха Варфоломея и войти в состав обновленной Киевской митрополии Вселенского патриархата, из которой вышло уже две поместных Церкви: Польская Автокефальная Православная Церковь и Православная Церковь Украины».

отсюда

Минская епархия, Илья Бей, Павел Евдокимов

Previous post Next post
Up