Из утренней почты:
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВ:
"Венок на могилку Батюшки Лаврентия. Вечной памяти отца архимандрита Лаврентия (Постникова).
БЛАЖЕННА ТА ОБИТЕЛЬ, ГДЕ ЕСТЬ СТАРЕЦ, НА НЕЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ ОСОБАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ...
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
8 мая 2020 года отошел ко Господу один из старейших и авторитетнейших насельников Троице-Сергиевой Лавры Отец Архимандрит Лаврентий (Постников). 16 июня Святая Лавра и духовные чада Батюшки отметили его 40-сороковины. После ухода в вечность Отцов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина) это был третий по духовной значимости Старец Лавры, имевший за своими плечами громадный духовный стаж монашеской лаврской жизни и являющийся одним из образцов отечественного российского духовнического монашеского делания.
Мне посчастливилось значительное время видеть и знать этого святого старца, слышать его спасительные проповеди и наставления, и слышать его необыкновенное пение. Православный народ называл отца Лаврентия «Батюшка-утешитель». Он никогда не отказывал никому в приходящем к нему лично за советом и просьбой, никогда не позволил возгордиться тем, что он якобы такой почтенный старец и не может по занятости принимать вопрошающих.
Наоборот, старец Лаврентий порицал тех так называемых «старцев», а точнее стариков, которые не по разуму и не по совести, кичась своим мнимым величием, отталкивали от себя, а вернее от Бога, всех, кто пытался найти у них помощь и совет.
С батюшкой Лаврентием я познакомился через другого духоносного и очень известного старца России - отца архимандрита Петра (Кучминского).
Отец Петр в последние 50 с лишним лет проживал в Сергиеве-Посаде, в собственном доме, но в 60-е годы прошлого века учился в Московской Духовной Семинарии и был в те годы рясофорным насельником ТСЛ, а также с 1990 по 2003 состоял в сане игумена в штате духовников Обители Преподобного Сергия , принимавших исповедь у народа в Иоанно-Предтеченском храме Лавры.
Отец Лаврентий (Постников) и отец Петр (Кучминский) шли бок о бок с тех самых 60-ых годов 20 века как самые близкие братья по вере и духу. Отец Лаврентий личный духовник отца Петра, хотя и моложе его по возрасту на 5 лет.
Оба старца вышли из многодетных бедных крестьянских семей. Прошли самые тяжкие тяготы голодной предвоенной и послевоенной жизни и гонения на церковь в советское время. Оба с детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду и к православной вере. Оба с детства прислуживали в храме и знали с отрочества весь круг церковнаго богослужения. Оба служили в армии в послевоенное время. Оба в молодости имели в духовных авторитетах местночтимых Святых - отец Петр окормлялся у Блаженной Валентины Минской, а отец Лаврентий - у Блаженной Матери Анны Нижегородской.
Отец Петр и отец Лаврентий дружно делили одну келью в ТСЛ, когда о. Петр был рясофорным послушником, а о. Лаврентий уже иеродиаконом. Оба имели радость общения в Лаврских духовниках -- самых великих святых отцов Святой Обители в советское время - преподобных Кирилла (Павлова)и Тихона (Агрикова). Оба были бесстрашными великолепными проповедниками Святаго Евангелия и привели к Богу множество народа. Оба смиренно, кротко и твердо претерпевали все издевательства безбожной власти, но никогда не посмели усомниться в правильности выбранном пастырском православном подвиге.
Самое близкое соприкосновение с отцом Лаврентием я имел в скорбные дни отшествия отца Петра ко Господу 20 марта 2016 года. 89-летний Отец Петр умирал в своем доме, съехались проститься десятки его чад, и, конечно, не мог не прийти проводить своего собрата его духовник, отец архимандрит Лаврентий. Я хорошо помню их последнюю встречу 20 марта, когда беспомощного и не говорящего уже старца Петра, с просматривающимся черепом, на коляске вывезли к отцу Лаврентию. Братья обнялись и расплакались. Отец Лаврентий все спрашивал у батюшки - тебе легко сидеть и меня слушать, тебе не больно, ты все слышишь? И отец Петр ясно и четко кивал головой на все реплики батюшки Лаврентия. Старче Лаврентий успокаивал и назидал отца Петра перед вступлением в вечность. Говорил ему-вот ты отойдешь, а потом и я. Вместе с тобой на одном нашем кладбище монастырском будем лежать костями. Будем молиться Господу, чтобы он нас помиловал и поселил рядом, как когда-то, в Лавре жили в одной келье. Ты и я смерти не боимся - мы с тобой боимся немилости Божией.
На все реплики своего собрата и духовника Лаврентия умирающий отец Петр четко и ясно кивал головой, не рыдал, не кричал, а стоически, молитвенно внимал всему, что говорил его авторитетный сотоварищ и наставник. Отец Лаврентий вопросил батюшку Петра - брате спеть тебе напоследок? И на доброе кивание головой умирающего старца Петра, отче Лаврентий сочно и величаво затянул свое на весь мир знаменитое «Житейское море - играет волнами». Все замерли и прослезились.
Потом, старцы остались одни для последнего исповедания умирающего отца Петра перед отходом в вечность.
21 марта отец Петр блаженно почил в своей келье в доме № 21 (!) по ул. Пушкарская Града Сергиева Посада, а 23 марта, в третий день, отец Лаврентий возглавил отпевание в сослужении 25 священников новопреставленного отца архимандрита Петра (Кучминского) на монастырско-кладбищенском подворье Троице-Сергиевой Лавры в Храме Спаса Нерукотворного в селе Деулино.
Могилка отца Петра на Деулинском кладбище
В последующие поминальные дни, до 40 дней, до 1 года, и почти все последующие памятные дни Ангела Отца Петра 12 июля, и дни его рождения - 21 марта Отец Лаврентий посещал могилку своего собрата на Деулинском кладбище и был в его доме, на поминальных трапезах.
Мы, чада батюшки Петра, старались трепетно внимать каждому слову отца Лаврентия, когда он вспоминал о своем собрате отце Петре, о своей жизни до войны и после войны, о своих духовниках и о насельничестве в ТСЛ, о нашем времени и последних временах.
Это были удивительные речи и проповеди настоящего лаврского монаха-старца, одного из последних живых старцев нашего времени.
Как то на таких встречах отца Лаврентия - Батюшка, на вопрос - как жить теперь в наше время, в последнее время? слышали очень простой и верный ответ - Жить по Евангелию. По Христу. А в помощь этой жизни по Христу - Святоотеческое Предание. Высказывания, поучения и советы Святых Отцов. Вот один из самых простых и боговоплощенных советов Преподобного Отца Амвросия Оптинского: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Вот так по-простому, по Евангельски, и по-Божьему и живите.
Говоря о нашей жизни, очень сетовал отец Лаврентий насчет того, как наша жизнь стала бесчестной, бесстыдной и антибожией. Не мог он смиряться с тем, как блудно и аморально живет антисемейной жизнью нынешняя молодежь. «Что такое гражданский брак? Это - похабные случки, где мужики и бабы - кобели и сучки, а не боговенчанные муж и жена. Такое и потомство похабное они произведут без Бога» -- возмущался старец.
Однажды, я явился свидетелем, как на всенощеной елепомазывал народ отец Лаврентий в Лаврском Успенском Соборе в 2000-ых годах. К нему по очереди, после приложения к иконе подходит, так сказать, дама, без косынки, с оголенном до безобразия декольте и в похотливо обтягивающих со всех сторон джинсах. Я шел впереди нее, и специально после того, как батюшка меня помазал елеем, я решил остановиться и посмотреть реакцию батюшки на подход этой полуголенной и обтянутой дамы к нему, в Святом Храме, на елепомазние. Я увидел, как отец Лаврентий демонстративно и пристально осмотрел эту женщину снизу вверх и очень деликатно, но твердо мановением руки указал ей на сторону со словами: «Оденьтесь как следует, ведь в храм пришли» И все, и не стал ее помазывать.
Очень его огорчало, как резко уже в наше, свободное время, сократилось отечественное паломничество в Лавру. «Сейчас по Лавре, как правило, только китайцы ходят. А раньше ?! Все Лаврские храмы в советское время в 60-80-е годы были народом битком забиты! Мы, монахи-служащие, пройти свободно не могли от притвора к алтарю! Не могли - народ православный стоял на службах плечом к плечу, как на фронте».
На наши вопросы к батюшке - не страшно было в советское время быть монахом-священником в Лавре - сразу был твердый ответ - Никогда. Лавра в советское время была особым предметом нападения от сатаны через своих слуг, партийцев, комсомольцев, провокаторов и бесноватых. Мы знали, что на нас могут донести всякую грязь, чтобы выселить нас и посадить. Мы знали, что под видом богомольцев в лаврские храмы ходят гебисты, провокаторы, сознательные бесноватые с красными билетами. Помню, как однажды, уже в сане игумена, в 70- е годы, выхожу на амвон для Причастия с чашей. И только начинаю причащать, вдруг один мужичок подскакивает и бросает в Чашу с Кровью и Плотью Христа что-то металлическое, и быстро убегает к выходу. А нам и наместник Иероним, и патриарх Пимен, и отец Кирилл всегда говорили, если что-то в Чашу бросят, тут же разворачиваетесь, и аккуратно, чтобы не расплескать Причастие, идете в Алтарь, аккуратно вытаскиваете брошенное - как правило это были гвоздь, гайка - и выпиваете все Причастие сами, потом вновь по новому служите, набираете и освящаете Дары и выходите вновь на Причастие к народу. Вот так мы и делали. Не боялись сатаны.
Очень тепло и трогательно отец Лаврентий рассказывал о своих великих лаврских духовниках - Отце Кирилле (Павлове) и Отце Тихоне (Агрикове). «Господь послал нам в Лавру своих защитников - Отца Кирилла и Отца Тихона. Таких как они, конечно, больше не будет. Это - настоящие преподобные отцы, не боящиеся никого и ничего, кроме греха и немилости Божия. И очень любвеобильны. Не посмели никогда никого оскорбить или унизить. Прозорливцы святые. Терпели все буквально, все напасти и несправедливости, но грозно молитвой отгоняли сатану. Ведь на отца Тихона постоянно нападали кликуши --бесноватые. Где бы он ни был - на него враг рода человеческого посылал своих слуг! И он не боялся их. Укладывал их на землю мановением руки, держа впереди сатаны Святой крест.»
На вопрос о наших временах, старец Лаврентий отвечал: «То время было гонимым, страшным, внешне, да, безбожным, но спасительным, радостно-укрепляющим и настоящим духовным. Понимаете, советская власть с ее безбожием дала нашей Святой Церкви целый сонм новомучеников и исповедников, настоящих блаженных, юродивых, наших современных защитников, о которых о появлении сейчас, как мне видится, говорить не приходится. Тогда, в гонении, был настоящий духовный расцвет нашей веры и церкви. Мы по-настоящему были со Христом, с Его Матерью, не боялись ничего, не боялись умереть за Него, за Христа. Сейчас - внешний расцвет церкви и как бы отсутствие такого ярого внешнего гонения на церковь и веру, но вот внутреннее состояние и внешнее поведение нашего народа требует желать намного-намного лучшего».
Вот такие были незабываемые светлые моменты общения с настоящим святым лаврским старцем Лаврентием, который отошел в своей родной Лаврской обители, в Светлые Пасхальные Сорокодневные Дни, отошел в «обители небесные праведные», где «несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Теперь и Отче Лаврентий (Постников), и Отче Петр (Кучминский), как они и предрекали покоятся на одном монастырском Лаврском кладбище в Деулино вместе с другими своими знаменитыми духоносными братьями-монахами.
Вечная им память ! Вечная память Отцу Архимандриту Лаврентию (Постникову) ревностному и верному сыну Святой Русской Церкви Православной.
Владимир Николаев
Июнь 2020 года".
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com