Елена Рыйгас, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН:
"Поп с кадилом
Шла мимо одной церкви на Пестеля. Увидела, горит свет. Решила зайти и посмотреть, как там нарушают карантин и соблюдают дистанцию. Дистанция в православном храме, когда священник делает обход периметра с кадилом, а служка перед ним раскидывает народ по сторонам, это святое, а во время карантина предсказуемо произошло обострение охранных мер.
Стою я, значит, в углу (речь идет о церкви Пантелеимона на Пестеля), а в это время из алтаря выходит широко известный в узких криминальных кругах поп и начинает локальный крестный ход с кадилом. Перед ним шустро идет шнырь с лицом педофила и придирчиво оглядывает 20 собравшихся прихожанок. Помахивая ручками, загоняет их в кучу в центре храма, чтобы они очистили перед его хозяином дорогу. Дойдя до стены, шнырь вдруг начинает тщательно сдвигать лавочки. Обычно у скучающих попов есть такя забава: во время каждения слегка кошмарить низко кланяющихся кадилу теток за сумки, оставленные на подоконник, за то, что они не так стоят и вообще действуют не по уставу. Я подумала, что шнырь с благостным лицом педофила сейчас начнет сбрасывать сумки теток с лавочек, но он вдруг стал перед моим носом махать руками, мол, уйди с дороги, сейчас батюшка тут будет кадить. Я у шныря спрашиваю: «Делать больше нечего?»
Удивленный шнырь, привыкший к беспрекословному повиновению, берет меня за рукав пальто и пытается оттащить в гущу испуганных и покорных теток. Я вспомнила, что на представителей низшей уголовной иерархии хорошо действует прием из их же уголовной субкультуры: быстрый шаг вперед. По-научному это называется «нарушение социальной дистанции». Шнырь сделал вид, что он идет дальше, но я его догнала и строго спрашиваю: «Имя, фамилия?» Шнырь, не стесняясь покорных теток, произносит: «Сейчас кадилом получишь».
Агрессия в православных храмах - это фирменный знак красной патриархии, но фразочка про кадило прояснила детали карьерного пути самого настоятеля Пантелеимоновской церкви, прот. Александра Румянцева.
Свой духовный путь он начинал под юбкой митрополита Владимира, потом по каким-то причинам был изгнан им из иподьяконов в священники, но пристроен к хорошему торговому центру, то есть к Кзанскому собору как раз в то время, когда там председателем приходского совета был сам Кумарин. Казанский собор как был, так и остается самым криминальным храмом Петербурга (еще, может быть, Лавра и Пантелеимоновский храм на Пестеля). Первым настоятелем еще не переданного РПЦ Казанского собора был штатный насильник Духовной семинарии
игумен Сергий Кузьмин. Как раз в это время Казанский собор вел широкую торговлю гуманитарной помощью. На его юридический адрес поступали партии алкоголя. Потом Сергия Кузьмина сделали настоятелем Пантелеимоновского храма на Пестеля. Он был не единственным священником этой церкви, кто «скоропостижно» скончался. Учитывая специфичность его биографии: работа на КГБ, растление семинаристов, связи с криминалом, он, скорее всего, отправился в мир иной недобровольно. На его место был назначен человек из той же церковно-криминальной среды - Александр Румянцев. Типичный поп без паствы, который занимается отмыванием денег на строительстве храмов. Именно он проворачивал операцию по «восстановлению» храма на 6-й Советской. Новодел якобы способствует восстановлению духовности, но трудятся на этом новоделе почему-то только рабы-таджики, а когда наступает время открытия храма, то Румянцев устраивает там фуршет с ресторанным обслуживанием. Человек, который долгое время выполнял специфические поручения тамбовский, на что он еще способен? Стоит только догадываться, скольких одиноких старушек он сдал тамбовским и сколько кровавых грехов криминалитету он замаливал за деньги.
Но во фразе его шныря «Сейчас кадилом получишь» есть еще небольшая порция интерпретационного потенциала. Странное хождение с кадилом по периметру храма с непременным раскидыванием старушек и зазевавшихся посетителей представляет собой не религиозные процессии (как, например, у католиков перед и после мессы), а обычное магическое очерчивание круга. Аналогией магическому очерчиванию на пленере является обряд опахивания во время эпидемий. Опахивание бессмысленно и беспощадно по своей форме: в полночь раздетые донага женщины селения с распущенными волосами впрягаются в плуг и с дикими воплями идут по кругу вдоль селения, чтобы таким немудреным способом предотвратить наступление эпидемии. Если на пути процессии встречался посторонний, то его попросту убивали. Опахивание со строгим запретом на присутствие посторонних вплоть до убийства отдаленно напоминает некоторые женские ритуалы во время троицкой обрядности, когда женщины собирались вместе, проводили, например, обряд кумления. Если они замечали подглядывавших мужчин, то совершали над ними веселую расправу. Если предположить, что опахивание по своей структуре является сочетанием элементов женских ритуалов троицкой обрядности (действие принципа экономии выразительных средств), то именно этим и может объясняться запрет на присутствие мужчин во время опахивания. Вернее, запрет на появление постороннего на траектории следования процессии с плугом.
Об обряде опахивания случайно стало известно в середине XIX века во время полицейских расследований странных убийств. Европейские религиоведы, узнав об актуальном для России обряде опахивания, были в шоке, поскольку это настолько архаичное ритуальное действие, что у других наследников индоевропейцев упоминаний об этом обряде не осталось и следа даже в самом дремучем фольклоре.
Но потом пришла Советская власть с ее атеизмом-коммунизмом. И колоритная архаика стала утрачиваться даже в самых глухих селениях. Где же она сохранилась? Правильно, в обрядности РПЦ МП. Четыре раза во время всенощной идет священник с кадилом, а казаки, охранники, пономари или шныри раскидывают теток с траектории движения. Невыразимый прикол РПЦшного кадильного опахивания храма заключается в том, что мужички полностью перевернули архаичный обряд опахивания: там голые тетки несут угрозу для зазевавшихся прохожих, здесь ряженые мужчины несут угрозу для зазевавшихся женщин.
Фоточка усердного шныря для опознания".
отсюда