Поп - человек маленький?

Jan 18, 2020 04:52

Иеромонах Иустин, он же dm_jurevch_67:

"Поп - человек маленький

Или кому-то еще кажется, что священник в селе, маленьком городе обладает большим авторитетом? Но отношение ко священнику существенно различается в социальных, возрастных группах.

Давайте возьмем обычное село на Украине - восток или юг. Как правило, суждение по вопросу образуется интуитивно, ди или нет.
Но рассмотрим по группам. Прихожане. Их 1-7% по селу. Конечно, священник авторитетен среди прихожан в большей или меньшей степени, исходя из своих личных качеств, приходских традиций. Здесь-то поп имеет прекрасную возможность почувствовать свою значительность, незаменимость, даже закрыть для прихожан собою Христа, как амбразуру дота.

Соседи. Как правило, люди нецерковные, нередко - завистники.Благочестие храмового народа и пространства соседей часто раздржает. В свою очередь, музон на всю катушку, включение циркулярки или медогонки в воскресенье утром и в субботу вечером их нисколько не смущает. Поп для них - некоторое недоразумение, с которым приходится считаться ввиду, прежде всего, больших богослужений - Крещения, Пасхи, Преображения, а также более или менее напряженной хозяйственной деятельности.

Сельские власти. Мнение выношу вне активного действия раскольников ПЦУ. Вынуждены считаться. Уважают или боятся. Стараются выстроить корректное отношение со священником и активом. Более, чем кто-либо в селе, они знают, что, стоит сегодня допустить выпады против Церкви и/или священника, и завтра может произойти все, что угодно. Сельские власти пытаются быть близкими или отдаленными, но - союзниками. Опыта недоразумений, серьезных разногласий, конфликтов за 9 лет не было. Пожалуй, только два раза что-то такое случалось, но инциденты были легко урегулированы.

Сельские предприниматели. Или никаких взаимоотношений, или взаимное уважение. Если человек верующий предприниматель, хозяин, он часто становится постоянным помощником на бозоплатной или платной основе. Отношение скорее складывается на основе той или иной хозяйственной деятельности священника, обладания автомобилем, занятия собственным бизнесом, рыбалкой.

Сельская интеллигенция. Поскольку сельская интеллигенция является зачастую носителем атеистической, националистической, даже нацистской идеологии, то священника такой интеллигент полагает своим идейным противником. В случае хоть какой-то церковности, стойкой "вере в душе", комплексе суеверий, священник представляется значительной личностью, с которой есть о чем поговорить раз в пятилетку. Сельская интеллигенция - это школа, детсад, невластная часть сельсовета, дом культуры. В нашем случае со стороны руководства и актива этих бюджетных инстанций сложилось уважительное отношение. Здесь, как и по властям, часто отношение формируется на основе личного, институационального уважения и/или страха.

Шпана и уголовники. Среди этого контингунта встречаются такие, для которых нормальный священник вызывывает большое уважение. Эта группа, особенно уголовники с отсидкой, уважают по личным качествам, но и к Церкви как к институции относятся с суеверным страхом или искренним уважением.

Алкаши. Этим надо напиться. Без проблем прибегают к обману ради выпивки. Среди категории встречаются и атеисты, и верующие, и суеверы, и равнодушные. Иногда некоторые из алкашей раз в пятилетку прибегают к помощи священника. Случиться это может и в 4-5 утра, и прямо во время службы. Приходят к священнику, как правило, выпившие, после чего уже не возвращаются.

Рыбаки. Отношение прагматическое. Работяги разных убеждений, верующих среди них не встречал.

Молодежь. Кроме верующих, отношения никакого. Есть, пожалуй, некоторое уважение к крупной институции, большому храму и обслуживающий его актив.

Дети. Часто приветливы. Долго помнят внимание к ним священника.

Старики. Многие из них задумываются о смерти, вечности, собственных похоронах. Отношение, как правило, уважительное. Некоторые из них стараются появиться на большой службе - освящении чего-то, собороваться, призвать для окропления св. водой домов на славлении, причаститься".

отсюда

Поповская Жизнь и Судьба, dm_jurevch_67

Previous post Next post
Up