В продолжение темы
"Еще о пресловутом письме..." "скромное мнение
Впервые священники встали на защиту своих прихожан, а не наоборот. Но, все клирики РПЦ - одна из наименее защищенных социальных групп в современной России. Они полностью зависят от церковного руководства, правящего архиерея и его сотрудников близкого круга. Они бесправны и не могут просто «сменить работу» и уйти к другому начальнику. Им нечего противопоставить наказаниям и унижениям, психологическому насилию. Взывать к какому-либо правосудию внутри церковной системы абсурдно и даже опасно: каноническое право не кодифицировано, не развивается, применяется избирательно и только на словах, специалистов по нему практически нет, реального судопроизводства не существует, председатель епархиального суда обычно - правящий архиерей или его преданный прихлебатель, да и кто ж на него подаст?
Поэтому любое публичное высказывание может привести к непредсказуемым последствиям, а в заложниках семьи. Для священника решение поставить подпись под независимым высказыванием с критикой судебной и исполнительной власти и требованием от государства справедливости - акт большого мужества, то самое личное предстояние перед Богом, о котором они говорят в проповедях.
Патриархия в панике, ПК в ярости, с Кремля поступило требование немедленно навести порядок. Выставили чиновника-мирянина комментировать это письмо- заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Кто он, откуда, кто его продвигает? Но у мальчика начальственно-снисходительный тон по отношению к священникам как к неразумным детям, обороты вроде «им должно быть известно», указания на то, чем духовенству следовало и не следовало заниматься. Чиновник среднего звена управляют духовенством, а право печалования Кипшидзе предлагает реализовывать централизованно - «по линии отдела» - и непублично.
Но какими бы ни были последствия, это письмо уже вписано в историю Церкви и Святейшего".
отсюда