В продолжение темы
"Открытое письмо священников в защиту заключенных..." БЛОГ
СВЯЩЕННИКА ФЕОДОРА ЛЮДОГОВСКОГО19 сентября 2019 г.
Федор Людоговский: «Вчера мне писали из разных изданий с просьбой о комментарии по поводу письма. Но так получилось, что до вечера я был занят и ничего комментировать не мог, а вечером было уже неактуально. Поэтому напишу здесь -- раз уж я сам себе СМИ.
Почему я подписал это письмо -- наверное, объяснять не надо. Но можно поставить вопрос чуть иначе: зачем я его подписал? Тут может быть по меньшей мере три пункта.
1. Для облегчения собственной совести.
Да, звучит эгоистично, но уж как есть. Если я -- пусть даже формально -- всё еще являюсь клириком РПЦ, то я не могу не сознавать, что молчание церкви становится всё более оглушительным (простите мне этот заезженный оксюморон). И как-то уже волей-неволей рвётся наружу крик. И хотя сам я время от времени у себя в фейсбуке пишу на подобные темы, однако общее письмо с другими пресвитерами -- дело другое. Так что я рад, что такое письмо появилось, и благодарен его инициаторам и авторам.
2. Вторая цель -- самая очевидная: попытаться повлиять на судьбу репрессированных. Надежда тут всегда довольно слабая, but you never know. Так что я по-прежнему считаю, что разного рода письма, петиции и т. п. -- вещь важная и нужная. Ну а у кого есть силы и мужество выходить в одиночные пикеты -- честь и хвала таким людям, но я не из их числа.
3. Третья цель -- показать, что и у РПЦ может быть человеческое лицо. -- На самом деле нет. Да, было время, когда я надевал рясу и крест и шел к Замоскворецкому суду. Мне было важно, чтобы люди видели, что есть священники (и притом не где-нибудь, а в РПЦ МП), которые не согласны с тем, что делает государство, которые считают важным напоминать о справедливости и о милосердии. А раз так, то -- логичный вывод -- и сама РПЦ не безнадежна, и Бог, которого она как бы проповедует, -- не истеричный божок-садист, а Бог любви. Но всё это было давно. Теперь же мне безразлична судьба религиозной организации под названием РПЦ МП. При этом мне радостно, что среди её членов есть живые люди. И очень хотелось бы, чтобы они себя сохранили в этой системе, хоть это и крайне трудно. (Как говорится в одном старом стихотворении: "Только бы себя в себе вы дольше хранили, / Знали бы, что значит петь, а что подпевать".) А что касается Бога, то Творец вряд ли нуждается в наших оправданиях. Хотя, что и говорить, печально, когда имя Божие поносится из-за нас язычниками.
Простите, если кого-то расстроил. Это исключительно моя личная позиция. Вполне очевидно, что остальные сто с лишним пресвитеров и диаконов смотрят на те же вещи несколько иначе -- может быть, более оптимистично. Если так -- я за них только рад».