Спасо-Андрониковское обострение?

Jun 19, 2019 00:54

Достопочтенный o_apankratov:

«Спасо-Андрониковское обострение



Не знаю, случайно или нет, но именно в Попразднество Пятьдесятницы, сиречь дня Святыя Троицы, происходит обострение ситуации вокруг столичного Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Основным творением коего, как известно, образ текущего праздника как раз и является. Развивается, собственно, уже упоминавшаяся здесь ситуация с возможной передачей РПЦ МП занимаемых музеем уже более 70-ти лет зданий Спасо-Андроникова монастыря:
https://o-apankratov.livejournal.com/558134.html
13.06.19 ничем закончилась попытка найти компромисс между музеем и Патриархией на специально созданной Согласительной комиссии: https://vk.com/wall-87755205_8244 В связи с чем представители музея начинают пытаться создавать себе широкую общественную поддержку. В том числе в сетевом пространстве. Сегодня мне (сугубо по личной инициативе) пришлось поучаствовать в виртуальном разговоре на злобу, так сказать, дня, с научным секретарём Рублёвского музея Натальей Комашко, и, насколько понял, некоторыми другими их сотрудниками. Диалог скопирован под катом. А наверху - историческое фото: посещение в июле 1988 г. тогда ещё не действовавшего Спасского собора Андроникова монастыря делегацией Русской Православной старообрядческой Церкви, участниками нашей версии празднования 1000-летия Крещения Руси (опубликовано о.Алексеем Лопатиным: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2204377866298404&set=a.140214386048106&type=3&theater ).


Александр Панкратов: Вариант переезда музея в близлежащие клуб и усадьбу не рассматривается?

Наталья Комашко: А зачем? Вот вообще зачем в Москве нужен еще один монастырь? Ради которого надо разрушить новую экспозицию, потратить громадные деньги на ремонты и приспособление, да и со зданиями напряженка. Здесь земля дорогая. Усадьбу нам дали как дополнительную площадь (за нее бились с 90-х годов), музей там не поместится. И потом монастырь вообще спасли в свое время под музей только. В указе 47 года так и написано "организовать в стенах Андроникова монастыря Музей Рублева". Это история, которой уже 70 лет. История постоянной борьбы за выживание.

Александр Панкратов: Простите, вопрос "зачем" вне нашей с Вами компетенции и полномочий. Раз Патриархия просит, значит ей надо. Про клуб соседний Вы что-то не упомянули. СМИ сообщают будто бы его владельцы не против передать здание музею.

Наталья Комашко: Про клуб чистое беспримесное вранье

Наталья Комашко: А я вот предпочитаю не слепо отдавать честь патриархии, а думать сначала. Это вопрос в компетенции ОБЩЕСТВА. А не тех, кто просто захватывает собственность в своих интересах.

Наталья Комашко: А вы.кстати, видели эти здания, включая клуб?

Александр Панкратов: Согласно действующему законодательству распорядителем госсобственности является не абстрактное общество, а конкретное государство, в лице соответствующих чиновников.

Наталья Комашко: А чиновники не с неба должны по идее падать, а служить обществу.

Александр Панкратов: К сожалению или к счастью (смотря для кого) в современном законодательстве отсутствует механизм участия общества в принятии подобных решений. Но на практике бывает что массовые публичные протесты оказывают воздействие.

Наталья Комашко: И это правильно

Наталья Комашко: Церковь часть общества, не гоже ей себя ему противопоставлять. А уж культуру рушить совсем уж ни к чему. Этак в полную дикость свалимся.

Александр Панкратов: Общество, оно разное. Одни вполне могут поддерживать Патриархию, другие - нет. А решает все позиция первых лиц государства.

Марина Антыпко: Ближайший клуб - ДК завода "Серп Молот" - соль на рану, просто. Памятник культурного наследия в стиле постконструктивизм. Совершенно шикарный. 30 лет стоял бесхозный. Сейчас - в руинированном, абсолютно, состоянии. Здание ни к какому использованию не пригодно. Музею его так и не отдали за все годы.
Да, там, если все это восстановить, можно отличные конференции проводить и концерты, может быть, можно устроить реставрационные мастерские или администрацию разместить. Но мы - музей КУЛЬТУРЫ. Архитектурные памятники Андроникова монастыря - часть показа, рассказа, концепции.
Можно ли иконы показывать в помещении доходного дома XIX века, советского ДК или современном здании? - можно. Так делают художественные музеи. В этом нет ничего плохого. Но мы - музей культуры. И идея в том, чтобы рассказывать о культуре более объемно, погружая публику в контекст.

Александр Панкратов: Музей все-таки должен быть музеем, а монастырь - монастырем.

Наталья Комашко: В смысле? Вы имеете в виду архитектурный ансамбль должен быть монастырем?

Александр Панкратов: Церковные здания должны использоваться по первоначальному назначению. А для музеев нужно строить или реконструировать светские постройки, с учетом всех современных требований по нормам температурно-влажностного режима, безопасности и пр. Очень хороший пример - переселение питерского Музея истории религии из Казанского собора.

Марина Антыпко: Как верно заметила Ирина Александровна Шалина - новый монастырь можно основать, где угодно. Были бы насельники. А, музей далеко не каждый можно взять и перенести без ущерба на новое место.
Как можно показать церковную архитектуру в современной постройке?

Наталья Комашко: Мариша, Александр Панкратов - священник, у него немного особый взгляд, надо это понимать тоже.

Александр Панкратов: Посмотрите на здания, специально строившиеся для музеев до 1917 г., многие из них - в древнерусском стиле. Никто не мешает следовать этим примерам и теперь.

Александр Панкратов: Священник с высшим образованием музейного работника (музейный факультет РГГУ), осмелюсь уточнить 😊

Марина Антыпко: Дело не только в стиле. Невозможно показать древнейшую из сохранившихся каменный построек Москвы за территорией Спасо-Андроникова монастыря. Ее там просто нет :(

Марина Антыпко: А новый храм, как раз, построить можно. Вот в 2015 году прямо за стенами монастыря построили и освятили. И, кажется, весьма удачно получилось. Нет?

Александр Панкратов: В Великом Новгороде древнейший Софийский собор передан епархии, но музей спокойно водит туда экскурсии. Это все вопрос взаимоотношений ...

Наталья Комашко: Полностью согласна, но тут договариваться не хотят. И потом собор - это все-таки не совсем музейная экспозиция в чистом виде.

Марина Антыпко: Согласна. Музей постоянно шел на уступки Церкви. Регулярные службы в Спасском соборе проходят с 1990 года. Сейчас храм действует как приходской. Общину его тоже собираются выдворить.
Сейчас музей официально предлагал компромиссные решения. Но не возможно договориться с тем, кто договариваться не хочет.

Александр Панкратов: К сожалению, здешние комментарии представителей музея тоже не свидетельствуют о стремлении к компромиссу.

Наталья Комашко: Насчет строительства в русском стиле. Это же 19 век! Сейчас новоделы под старину нелепы. Кстати музеи епархиальные прекрасно тогда размещались в монастырях. Вспомните Ипатьевский! Там было прекрасное древлехранилище 1913 году сделанное. Но вы понимаете, наш музей создавался именно здесь рядом с Рублевым. Монастырь под эти имя и идею спасли от разрушения.. Понимаете. что это история людского, не побоюсь сказать, подвига в 1940-е годы. И вот сейчас это все предлагается разрушить. И государство должно на это разрушение вбухать кучу денег и восстанавливать бог знает сколько времени руины, которых музей еще и не имеет к тому же. Вот зачем? Ну вот свет клином сошелся на этом клочке земли? Вот выгоним музей, устроим монастырь - и заживем? Во всем мире в монастырях музеи. В Румынии уже 20 лет назад они там были, да какие! Брали дипломы ЮНЕСКО Золотое Яблоко. Одни мы Иваны, родства не помнящие, предпочитающие новодел подлиннику.

Марина Антыпко: Еще раз: в соборе уже есть постоянные службы. - Этого мало?
Музей предлагал передать еще 3 корпуса и сделать отдельный вход, чтобы разделить потоки туристов и молящихся-насельников. Это не компромисс?
По мнению переговорщиков от РПЦ музей должен убраться в ближайшее время из стен обители полностью. Куда? Никого не волнует.
Да, музей может пойти на компромисс, но не на самоубийство же.

Александр Панкратов: Переезд это отнюдь не самоубийство, если он должным образом организован и профинансирован. Вот об этом бы и говорить теперь ...

Александр Панкратов: В 1940-е годы было одно время, а сейчас другое. Не навязываю никому своего мнения, но считаю что надо решать вопросы достойного перемещения музея без ущерба для него и возрождения монастыря.

Алексей Василенко: После переезда экспозиция сократилась в несколько раз

Александр Панкратов: Значит надо переезжать так чтобы расширялась 😊

Татьяна Опарина: Но даже в новгородской Софии теперь не все можно посмотреть. Например, вход на хоры закрыт. А это сильно упрощает восприятие памятника. Но Вы правы, в данной ситуации это самый лучший пример взаимодействия. В остальном - все намного печальнее

Александр Панкратов: Если заранее договориться, пускают и на хоры. Там кстати есть и музейная экспозиция, сделанная епархией.

Наталья Комашко: Мы то как раз готовы к компромиссу, может, другую сторону к этому, наконец, призвать?

Александр Панкратов: Призвать может некто имеющий над ними власть. У меня её нет. А у Вас?"

Источник: https://www.facebook.com/natalia.komashko/posts/2262881320499266?notif_id=1560851044227167¬if_t=comment_mention

отсюда

o_apankratov, Спасо-Андроников монастырь

Previous post Next post
Up