В продолжение темы
"Вот такое преображение..." Минский протопоп и богослов
serge_le:
"Про котиков
Пошла волна про котиков в храме…
Не обсуждаю тактические аспеткы всего происходящего, но...
В распоряжении христианского богословия нет инструментария, который бы: а) позволил какое-либо животное назвать нечистым б) отличить «чистоту» одного животного от «чистоты» другого животного.
Но сигналы светофора нужно соблюдать не потому, что Библия приводит нам достоверные критерии различия красного от зеленого…
По умолчанию любым животным нечего делать в храме -- но только причине, по которой им нечего делать в магазинах и прочих местах, куда с животными не пускают совсем не из-за религиозных предрассудков.
Животное в церкви может находиться только ради крайней нужды: кошек пускали, чтобы они выловили мышей и крыс, которые жрут книги, свечи, облачения. Риск того, что они нагадят и полазят по престолу считался приемлемым - такое последствие было устранимым, в отличие от того, что делали грызуны. Собака в крайних случаях тоже может находиться в церкви - например, при необходимости взять след при поиске преступника, или собака-поводырь...
Мне рассказывал один священник, когда я был еще подростком, про вл. Максима (вроде, про него) следующую историю. Где-то обокрали храм. Милиция сказала, что нужно брать след, и поможет только собака. Настоятель в ужасе: в храм? собаку??? да никогда!!!! Позвонили архиерею, и тот, к удивлению всех, ответил: «Неужели ты думаешь, что собака, которая поможет найти святыню, как-то больше осквернит храм, чем человек, который похитил эту святыню?».
Теоретически я готов рассмотреть допустимость «тематических» требных богослужений, на которые все приходят со своей животинкой (кстати, я лично со своими животными избегаю мест массового присутствия других животных). Но нужно учитывать, что в целом люди по-разному относятся к живности. Поскольку способность умиляться обществу четвероногих не входит в число обязательных нравственных черт, мы не имеем право его, это общество, навязывать другим.
Уверен, что возможны ситуации, когда собаку (да хоть жирафа!) нужно впустить в храм для того, чтобы «не выгнать человека» и Бога вместе с ним - в том числе и потому, что разница между храмом и не храмом условна: ибо «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1).
Мне доводилось кропить святой водой животных в домах, полях и в хлевах, и я скажу вам, что у меня для этих случаев не было предусмотрено какого-то «отдельного» окропления - не такого, как в храме.
Весь мир - храм, в котором нескончаемо совершается Божественная Литургия. Это - замечательно!!! Но, все же, главное, не забывать и о людях. И не заставлять дурака молиться Богу".
отсюда