Пишет игумен Петр Мещеринов:
«Радио "Радонеж" передаёт запись знаменитой службы 1000-летия Крещения Руси, состоявшейся в Даниловом монастыре в 1988 году.
Я тогда как раз входил в Церковь, у меня были самые идеалистические о ней представления. Сейчас, по прошествии 30 лет, идеализм сменился на реализм, и в храмовом богослужении как таковом (исключая всё же само Таинство Евхаристии) я уже не вижу ничего, кроме определённого (и весьма ограниченного) культурно-социального историзма. Ко Христу и Евангелию весь этот эстетико-архаический ритуал имеет очень условное отношение.
Но даже если его принимать всерьёз (а я как-никак много лет был уставщиком и регентом в том же Даниловом монастыре, и, смею думать, вполне понимаю, каким должно быть православное богослужение), то всё это "пение" хора покойного о. Матфея Мормыля, весь этот рёв архидиакона Стефана Гавшева и проч. - это отвратительно и невыносимо. Это орёт наглая, грубая, неудержимая плоть. Жилы, гортань, кишки, мясо... Никакого даже внешне-церковного вкуса, просто нормальной спокойной храмовой эстетики...
То есть всё тогда уже было совершенно ясно...
Жаль, что настоящая осознанность приходит только через тридцать лет».
отсюда P.S. Дедулькин ровно 30 лет назад
на торжествах, посвященных 1000-летию крещения Руси,
в июле 1988 г. в Троицком соборе бывшей Александро-Невской лавры
прислуживал в качестве иподиакона (кому бы Вы думали?)
ебископу Смоленскому Кириллу Гундяеву.
И уже тогда у меня "идеализм сменился на реализм".
И чем ознаменовалось сие 9-ти часовое "прислуживание"?
Ваш вариант постите, други моя, в комментариях.