В продолжение темы
"О конвертиках..." Свящ-Георгий Максимов:
"Решил выложить некоторые детали Валуйской истории, и прокомментировать новые данные. За последнюю неделю много разных людей мне писали о том, что там происходило и происходит, так что по пунктам поделюсь.
Сначала о хорошем.
1. Я был приятно удивлен и даже тронут тем, что реакция духовенства Валуйской епархии была изначально весьма здоровая. Действительно, все члены епархиального совета и приближенные владыки в лицо ему говорили, что нужно этот конфликт решить по-христиански. Не было общего трусливого молчания. Но владыка никого из них не стал слушать.
2. Я узнал, что и некоторые архиереи звонили вл. Савве и заступались за о. Игоря.
3. И в патриархии также не остались равнодушны к этой истории. Да, огласка сыграла свою роль, но мне показалось, что и сама аудиозапись действительно их возмутила. То есть на всех (или почти всех) уровнях церковный организм отреагировал на ситуацию вполне однозначно. Я слышал, что даже до администрации президента запись дошла.
4. Эта наша общая реакция привела к отмене наказания для о. Игоря. И это на самом деле большое дело. На меня выходили другие священники, которых вл. Савва подвергал такому же наказанию, это действительно используется им как наказание.
5. Общественный резонанс у этой истории выразился в появлении «Открытого обращения представителей предпринимательского сообщества Епископу Валуйскому и Алексеевскому Савве». Не сомневаюсь, что данная история у предпринимателей могла вызвать описанные в тексте чувства и мысли, но меня лично удивило отсутствие подписей под обращением. Неужто предприниматели тоже боятся?
Теперь о не очень хорошем.
6. Был опубликован «Официальный комментарий Валуйской епархии» по поводу ситуации. Там написано, что «Требование денежных средств у настоятеля храма было личной инициативой иерея Вадима Лебедева». Если это правда, то в таком случае иерей Вадим виновен еще и в том, что оклеветал архиерея. Ведь он прямо в разговоре ссылается на то, что его «владыка погнал» на этот разговор, напоминал, как в прошлый раз владыка сказал о. Игорю «всем моим дай» и т.п. Полагаю, что, какие бы грехи у иерея Вадима не были, но этого греха нет. Ложь говорил не он, ложь написали авторы этого заявления. Я получил информацию и от других людей по другим эпизодам, в которых владыка своим присным давал указания вымогать деньги у священников. Из-за этого некоторые уходили из его иподиаконов, не желая в таком участвовать.
7. Тем не менее, началось это не так давно. И при прошлом епархиальном секретаре были конвертики, но отцы клали в них сколько хотели и не было никаких претензий к тем отцам, кто клал мало. Все изменилось с прибытием в епархию диакона, а потом и иерея Вадима Лебедева полгода назад.
8. Мое понимание записи оказалось верным - о. Игорь все же дал деньги, просто меньше установленной секретарем таксы. А теперь, - внимание! - сколько именно недодал секретарю о. Игорь. 500 рублей. Еще раз: ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ. Вот эти слова, которые Вы слышали на записи «Вы мне недодали! Вы меня оскорбили этим!» и т.п. это все было из-за пятиста рублей. Общая недодача присным владыки была 6000 рублей, но конкретно Лебедеву недодали пятьсот. А так вообще такса секретаря за «приехал-постоял» была 3000 рублей. Если учесть, что о. Вадим упоминает, что объездил уже 30 приходов и везде ему платили, то получил он таким образом не менее 90 000 рублей. Подозреваю, что с городских приходов и благочинных больше. И это только за поездки с владыкой.
9. Мне писал человек, знавший вл. Савву до архиерейства, писал с недоумением: «вроде бы хороший иеромонах был». Написал мне и человек, близко знавший и. Вадима. Рассказал, что тот десять лет служил диаконом в Москве под началом сурового настоятеля. И показывал себя как хорошего человека, вежливо со всеми общался, активно участвовал в делах милосердия. Это правда, в сети есть фотографии с его походов в социальные учреждения. Мол, как же так случилось, человек-то хороший был? По этому поводу мне вспоминаются слова прп. Иоанна Кассиана. Он писал, что если случилось внезапное нравственное падение человека, от которого ты этого никак не ожидал, то это не значит, что вдруг что-то изменилось в нем, а то, что таким образом просто вылезла наружу давно скрывавшаяся им душевная язва. Некоторые, служа под началом сурового настоятеля, терпят это с мыслью: «я таким никогда не стану», а другие терпят с мыслью: «вот придет мое время, и я сам таким стану!»
10. Не знаю, насколько искреннее, но иерей Вадим принес покаяние на епархиальном совете. Перед о. Игорем, насколько я понял, не извинялся. Решением вл. Саввы иерей Вадим Лебедев был снят с должности благочинного, секретаря-референта и члена ревизионной комиссии Валуйской епархии (о чем сообщено 19 апреля). Однако он оставлен в должности ключаря кафедрального собора. Решение о снятии, подозреваю, было недобровольным для владыки, но «вдохновлено» звонками из Москвы. А в первые дни после публикации записи вообще никаких последствий для и. Вадима не было - на епархиальном сайте видно, что он еще 15 апреля ездил в очередной поселок послужить с еп. Саввой.
11. Живет и. Вадим, как мне сообщили, в одном доме с вл. Саввой. Пишу это без всяких намеков. Говорят, что они давние друзья. И как только диакон Вадим смог вырваться из Москвы в Валуйки к своему другу, так сразу же вл. Савва на него как из рога изобилия высыпал всевозможные назначения, равно как и хиротонию, и награды. Видимо, из-за этой дружбы вл. Савва и старается сколько мог прикрыть и отмазать и. Вадима. Поскольку для многих очевидно, что даже снятие с должности за произошедшее это слишком мягкое наказание.
12. В этой истории есть еще один наказанный. Это благочинный о. Игоря. Его владыка снял с должности благочинного сразу же после того, как запись оказалась в сети. То ли за то сняли, что он вступился за о. Игоря, то ли за то, что вообще допустил такую ситуацию, - не знаю точно.
13. На о. Игоря выходили светские журналисты, предлагали дать интервью, он отказался.
Я полагаю, это еще не конец истории. Посмотрим, будет ли продолжение. В принципе, случившееся весьма полезно прежде всего для самого и. Вадима. Может быть, ради того добра, которое он делал в прошлом обездоленным, Господь и послал ему милостиво такую ситуацию, которую он запомнит на всю жизнь. Мало кого Господь так конкретно останавливает сразу же при вступлении на злой путь. Тем, кто совсем неисправен, Бог такого вразумления при жизни не посылает, оставляя их идти по прямой дороге в ад. Так что если и. Вадим имеет еще что-то в душе доброе, то он со временем это поймет и будет искренне благодарен о. Игорю. За то что помог остановиться ему. Впрочем, это лишь предположения, а время покажет, как все будет".
отсюда