Подарок данайцев...

Dec 01, 2017 07:17

«"Москва несколько удлинила для УПЦ МП поводок, но это все равно поводок"

В Москве сегодня завершился собор Российской православной церкви, куда поехала часть украинского епископата. Президент Путин, приход на собор которого анонсировали российские медиа, вызвав своим анонсом немалое раздражение в Украине (что там тогда делают епископы Украины?), там все же не засветился - ограничился поздравительной телеграммой. Но зато патриарх Кирилл "оторвался за себя и того парня" в своем сочувствии и восхвалении начальства УПЦ МП.

"Растет давление на Украинскую православную церковь со стороны неканонических религиозных групп, радикальных политических сил и общественных организаций Украины. Ведется информационная кампания против Церкви", - сокрушался патриарх.

"Украинская православная церковь остается единственной силой, способной объединять украинское общество. Мужественная, взвешенная позиция ее Священноначалия, не позволяющего втянуть Церковь в конфликт ни на одной из его сторон, приносит свои благие плоды", - утверждал церковный деятель, чей въезд в Украину запрещен решением Совета нацбезопасности.

Архиерейский собор РПЦ - в общем-то, глубоко неинтересное нам событие - содержало интригу. Митрополит Илларион (глава церковной дипломатии РПЦ, сподвижник патриарха Кирилла) накануне таинственно заявил, что на соборе будут приняты какие-то "неожиданные решения" относительно Украины. Это дало повод шутить наблюдателям - неужто они будут позитивными для Украины (хотя... Святой Дух действует даже в таком необычном месте, как Архиерейский собор РПЦ).

Докладом, посвященным Украине, начался второй день собора. Его читал предстоятель УПЦ блаженнейший Онуфрий. Он благодарил "за те скорби, которыми Бог посещает" церковь, упомянул о непростых отношениях с государством (крестоношении), похвалился "традиционными многотысячными крестными ходами". Повторил цифру последнего - якобы в 100 тысяч паломников - ну нехорошо авторам доклада так обманывать. При этом я заметила, что в докладе блаженнейшего Онуфрия в отношении Украины употребляется шесть раз предлог «в», а не «на Украине» (как у российских иерархов). Доклад содержал сетования по поводу непростых отношений с державой и воздыхания по поводу уклонившихся в раскол (привет Киевскому патриархату). Авторы упрекали державу за обращение Верховной Рады к Константинопольскому Патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии Православной церкви в Украине. Также упрекали парламент за законопроект о смене юрисдикции, "угрозе рейдерства", но отметили и какие-то позитивы в церковно-государственной теме. Это были все те же заеложенные, скорее всего утвержденные Москвой месиджи, но вот только - в очень сдержанной манере. Неожиданно прозвучало предложение о том, чтобы статус независимости и самоуправления УПЦ МП был закреплён в уставе.

Глава УПЦ МП предложил внести в Уставе особое положение - выделить УПЦ МП "в отдельную Главу, поместив ее после Главы IX "Церковный суд"... Так и было предложено: "Считается уместным выделить для УПЦ отдельную главу в Уставе РПЦ".

Буквально сразу после доклада российские церковные медиа запестрели заголовками: "Предложение внести в Устав РПЦ необходимые правки, чтобы подчеркнуть особый статус Украинской православной церкви, было поддержано Собором единогласно". Священник Александр Бахов, председатель Юридического отдела Украинской православной церкви на своем ФБ объявил: "Статус независимости и самостоятельности УПЦ с центром управления в г. Киеве был подчеркнут и закреплен отдельной главой в Уставе РПЦ!". Счастье то какое!

Мы попросили прокомментировать это нововведение Илью Бея, богослова, в прошлом преподавателя Киевской духовной академии УПЦ МП, известного своей автокефальной позицией, руководителя проекта "Паноптикум".

- Эта глава - подарок данайцев, просто попытка ответа церковного руководства на вопрос верных, каково же место УПЦ. Мои коллеги шутили, что митрополия тщательно изучила мою статью "Как бы не с Москвой" (я написал ее под впечатлением от решения Синода УПЦ, который заявил, что к Москве УПЦ не имеет никакого отношения), мне пришлось оппонировать юридическому отделу митрополии. Но они скорее всего сделали вид, что вняли аргументам общественности и захотели прояснить статус. С одной стороны, хорошо, что они услышали голос общественности. С другой стороны, УПЦ осталась в РПЦ. Москва несколько удлинила нам поводок, но это все равно поводок. Статус УПЦ по-прежнему будет закреплен в документах РПЦ. Нормативные документы РПЦ остаются для нас ключевыми в определении нашего места. Вне зависимости от того, что они напишут о нас, главное - это будет прописано в Уставе РПЦ. Нам бросили кость. Если бы нас (имеется в виду - УПЦ МП) хотели объявить самостоятельными, то нас бы объявили самостоятельными и дали бы Томос об автокефалии. Этого не произошло.

На момент написания текста, судя по всему, украинский вопрос на соборе закрыт. Мне в личку падают письма православных священников Московского патриархата: "Мне стыдно видеть на этом соборе нашего владыку"».

отсюда

1917-2017, Илья Бей, Онуфрий Березовский, УПЦ МП

Previous post Next post
Up