Пишет
stariy_dvornik:
"К НАРОДУ БЛИЗКИЕ
Архипастырское богослужение, это вам не просто,
где двое или трое собраны во имя Мое
и никакой, панимашь, скрепной функции.
И виждь, и внемли!
1. Предварительная работа (направление приглашения и плана визита предстоящего Богослужения или мероприятия)
Для того, чтобы обеспечить в запланированном Богослужении или мероприятии участие Управляющего епархией, ему заблаговременно должно быть направлено приглашение (если приглашение направляет настоятель, оно должно быть завизировано Благочинным). После того, как Архиерей рассмотрит приглашение и примет его, подтвердив сроки или уточнив их, в Епархиальное управление направляется план архипастырского посещения прихода или благочиния с подробной расшифровкой по времени всех Богослужений и мероприятий с участием Архиерея. Если Благочинный или настоятель имеет желание представить кого-то из клириков или мирян к епархиальной или патриаршей награде с тем, чтобы она была вручена Архиереем во время посещения им благочиния или прихода, вместе с планом он отправляет в Епархиальное управление особый рапорт, с указанием сана, имен, отчеств и фамилий представляемых к награде, их конкретные заслуги и информацию об уже имеющихся у них наградах.
При подготовке указанных выше документов - приглашения, плана и рапорта о награждаемых (если он необходим), следует учитывать систему и сроки работы Епархиального управления со входящей документацией. Оптимальный срок подачи приглашения - за месяц до события, плана и рапорта о наградах - за десять дней, минимум - за неделю, в период от вторника до четверга. Если есть представление к патриаршей награде, рапорт должен быть представлен за три
месяца до события, в более короткий срок это представление не сможет пройти через Патриаршую Наградную комиссию.
2. Работа с планом.
1. Необходимо обеспечить своевременное ознакомление Архиерея с планом (чтобы исключить случаи задержек, связанных с несвоевременной подачей принимающей стороной плана в Епархиальную канцелярию - довольно часто благочинные и настоятели не учитывают, что канцелярия не работает в Сб., Вс. и Пн., поэтому, если план направляется за неделю в Пт. вечером, он попадет к Архиерею не раньше вторника). Общее правило для опоздавших со сроками подачи плана - проверять у Заведующего канцелярией, Епархиального секретаря, руководителя СЦП, а если они не дают четкого ответа - то и у самого Архиерея, ознакомился ли последний с планом и что в конечном итоге решил.
2. Познакомившись с Планом, Архиерей утверждает его, в некоторых случаях обращаясь за разъяснением неясных моментов. (Конечно, лучшим будет План, который не требует уточнений, так как все в нем определено при его составлении).
Тем не менее, вопросы, которые, как правило, приходится уточнять:
- цвета Богослужебных облачений. Для белого и голубого, реже зеленого и фиолетового, нужно уточнять фактуру вышивки: с золотом или с серебром. Черное облачение с золотой вышивкой (оно, хотя редко, но встречается) на архиерейских Богослужениях использовать не благословляется. Вышивка или галун подризников участвующих в Богослужении священников должна соответствовать фактуре вышивки облачения (т.е. если облачение голубое с золотом - подризник должен иметь галун или вышивку золотого цвета, а если голубое с серебром - соответственно, серебряного).
- время встречи Архиерея (обычно, если это Богослужение - 9.00 - встреча и Божественная Литургия, 17.00 - встреча и начало Всенощного бдения). Назначая время встречи, нужно также учесть, что, в оптимальном случае, Часы прочитываются и Таинство исповеди совершается до приезда Архиерея.
- приглашены ли на Богослужение или мероприятие представители светской власти, деятели культуры или общественные деятели? Необходимо знать и указать в Плане их Ф.И.О. и должности. Участвуют ли они во встрече у храма? Будут ли участвовать в Богослужении? Остаются ли на трапезу?
- как выглядит сценарий встречи (цветы, хлеб-соль, дети, казаки, приветственные слова?)
- как выглядит окончание Богослужения (славление, Крестный ход, молебен, освящение воды и проч.)
- Будет ли слово настоятеля? Будет ли настоятель или кто-то из прихода вручать подарок? Если да - то какой и в какой момент богослужения? (Если принимающая сторона испрашивает совет, какой подарок вручить, предложить это на усмотрение Архиерея через руководителя СЦП. При этом не стоит опасаться, что Архиерей «закажет» что-то «неподъемное» для прихода. Для владыки в таком случае обычно лучшим вариантом является какая-либо книга). Общая рекомендация для желающих обратиться с приветственным словом - не восхвалять духовность и заслуги Архиерея, не использовать фразу «благодарим, что нашли время посетить»… и т.д. Лучший вариант - кратко поздравить Архиерея от имени прихода (прихожан, благотворителей, церковных тружеников), поблагодарить за молитвы, испросить благословение на предстоящие труды, духовные и материальные, по развитию прихода (не более 5 минут).
- где будет проходить трапеза (в шаговой доступности или надо ехать), кто приглашен, будут ли участвовать в ней прихожане?
Следует учитывать здесь общие пожелания Архиерея: трапеза должна проходить только на церковной территории (воскресная школа, храм, приходской дом); в ресторанах или кафе возможна только в особых случаях, с его ведома и благословения (прием от имени светских властей, отсутствие подходящего места на церковной территории). В любом случае принимающая сторона должна обеспечить, помимо сослужащего духовенства, участие в трапезе церковных тружеников и постоянных прихожан.
Необходимо также знать:
А) Запрета на присутствие спиртного на столе не существует. Однако, при планировании затрат на подготовку трапезы следует учитывать, что Архиерей не употребляет спиртное, поэтому, произнося тост, отпивает из бокала только символически, а многие приглашенные - «за рулем». В данном случае, при подготовке трапезы неразумно тратить много средств на спиртное, и уж тем более на эксклюзивные и дорогие напитки.
Б) Для Архиерея необходимо заготовить достаточное количество бутылок питьевой ХОЛОДНОЙ (из холодильника!) воды (БонАква или АкваМинерале).
3. Благочинный должен проследить, чтобы над жертвенником был в рамке вывешен список поминаемых усопших клириков храма (служивших как до революции, так и в советский период), подвижников благочестия этой местности (если есть), строителей, благодетелей храма, известных по историческим источникам и по сохранившимся надгробным памятникам, церковных тружеников последних двух десятков лет. Имена должны указываться в соответствующем падеже «Помяни, Господи…иерея Александра, диакона Иоанна…» и т.д. Если
известна дата кончины, после имени следует указывать и ее, например: († 24 марта 1907 года). Священники, служившие в храме перед его закрытием и арестованные за веру, сосланные и расстрелянные, но не прославленные в лике новомучеников, выделяются красным.
3. Подготовка «на месте».
1. В алтаре и храме должен быть идеальный порядок, все лишние вещи из углов, с подоконников, и т.п. должны быть убраны. Облачения Престола и Жертвенника начищены (если они из латуни), выглажены и вычищены (если из парчи или шелка). Все предметы на Престоле и Жертвеннике также должны быть чистыми. Обеспечить порядок в алтаре: лишние вещи (подоконники, углы, полки - все лишнее убрать).
2. Разумно организовать пространство в алтаре и четверике (Горнее место, праздничный аналой, кафедра, напольные подсвечники и т.д.).
3. Обеспечить свободный доступ к святыням (например, рака с мощами должна быть открыта, подсвечник перед чтимой иконой должен быть убран и т.п.)
4. Окна в храме и алтаре должны свободно открываться - это может понадобиться в жаркую погоду.
5. Проинструктировать звонаря: за 20 минут до встречи - благовест; при подъезде автомобиля Архиерея - трезвон; владыку приветствует принимающая сторона - звон прекращается; Владыка направился в храм - трезвон в течение 10 минут.
4. Богослужение
1. Перед Литургией священники встречают Архиерея в полном облачении, перед Всенощным бдением - в рясах и камилавках, священник с крестом - в фелони, епитрахили и поручах. (Если встреча за Всенощной совершается перед шестопсалмием, все облачаются в фелони, епитрахили и поручи). Проинструктировать священника «с крестом», что он не должен спешить, подходя «после всех», чтобы принять благословение и крест от Архиерея. Очень некрасиво, когда «крестоносец» суетливо лавирует между последней парой. Все подошли, встали на свои места, тогда и «крестоносец» спокойно должен поднести блюдо с воздухом - Архиерей дождется его.
2. Благочинный, или старший из присутствующих священников, возглавляющий собор клириков, должен:
v Наблюдать за процессом совершения Таинства Исповеди. Если причастников много - своевременно испросить благословение у Архиерея послать «на помощь» одного или двух из числа сослужащих (обычно это происходит после чтения Евангелия). Уточнить, нуждается ли требный в помощи, можно во время чтения Апостола, через алтарника.
v «Раскрыть» Жертвенник после открытия нижней части Антиминса и поминовения Патриарха, Митрополита и служащего Архиерея. Перед
отбытием к Жертвеннику необходимо поклониться Архиерею, по возвращении - также поклониться.
v После Херувимской песни, после чтения молитвы, сообщить Архиерею окончательно уточненное количество причастников, которое узнается у священников, совершавших, или все еще совершающих Таинство Исповеди.
3. Клирики, участвующие в архиерейском Богослужении должны иметь в виду:
а. в ряду священники должны стоять ровно, в линию, без промежутков на достаточном расстоянии от Престола, чтобы обеспечить свободный проход диаконам и иподиаконам.
б. во время ектении на прошениях поклоны и крестные знамения следует синхронизхировать с действиями Архиерея.
в. Поклон с крестным знамением при архиерейском служении совершается таким образом: при словах «Отца, и Сына, и Святаго Духа» священник совершает крестное знамение и поклонение; при словах «и ныне, и присно, и во веки веков» - кланяется Архиерею. Спешить при этом не надо.
г. когда собор духовенства находится вне алтаря, при произнесении возгласа священник поворачивается, кланяется на восток, затем предстоятелю;
в алтаре - Престолу (не на Восток!) и предстоятелю.
д. когда Архиерей благословляет сказать возглас - приветствовать поклоном, повернувшись корпусом к нему. Слова возгласа следует не растягивать, но и не торопиться, проговаривая их тщательно, не «жевать» окончания слов.
е. Перед чтением Святого Евангелия священнослужители снимают головные уборы и ОСТАВЛЯЮТ в левой руке (ни в коем случае не искать место, куда положить, не суетиться).
ж. Неприлично, прочитав полагающуюся молитву по служебнику, отворачиваться от Престола, подыскивая поверхность, чтобы положить туда служебник. Он должен находиться в руках, в кармане, или «под поясом».
з. большинству священников трудно отслеживать, когда собор сослужащего духовенства должен вместе креститься и кланяться. Владыка сам дает знак, одновременно по которому Архиерею крестятся и кланяются (обращает руки на восток).
То же самое - когда прикладываются к престолу (обращает руки к престолу).
Когда архиерей обращает ладони на себя без крестного знамения - повернуться к нему и поклониться.
и. возгласы раздаются по очереди. Каждый священник может рассчитать, какой, приблизительно, возглас ему достанется, учитывая, что
Архиерей практически всегда сам произносит следующие возгласы Литургии:
«Яко свят еси …»
«Яко да под державою …»
«И сподоби нас, Владыко …»
к. Священник, чья очередь говорить возглас, должен следить боковым зрением за Архиереем, ожидая его благословения на возглас.
л. Во время пения в алтаре клирику, не обладающему певческими умениями, следует либо смиренно слушать пение опытных собратьев, либо не вступать сразу громко - прислушиваться и постепенно присоединяться к регенту (канонарху).
м. Подходить к Архиерею под благословение после причащения в Алтаре следует после того, как владыка в полный голос скажет «С праздником, отцы и братия, с причастием Святых Христовых Таин». Если при общем подходе под благословение кому-то из священников нужно что-то сказать Архиерею, то таковой должен, приняв благословение, сказать, о чем требуется, не отступая в сторону, т.к. противоположное не даст возможности Архиерею пообщаться со следующим.
5. Окончание Богослужения. Трапеза.
1. Чинопоследование окончания Богослужения.
Славление/молебен, приветственное слово, вручение, выступление кого-либо - последовательность уточняется в момент, когда Архиерей принимает теплоту. Теплоту подносит настоятель (рядом находятся благочинный, старший диакон, регент хора).
2. Трапеза.
v К приходу Архиерея все должны находиться в «трапезной палате», рядом со своими местами.
v Все участники трапезы должны быть размещены за столом. Недопустимо, когда из-за непредусмотрительности организаторов мест оказывается недостаточно, и приглашенные к трапезе церковные работники и прихожане вынуждены уступать свои места гостям и уходить.
v Необходимо проинструктировать приходских помощников и помощниц, которые будут разносить блюда с едой и «служить столам», что неприлично делать это во время тоста или выступления хора. При этом, если Архиерей, или кто-то из участников за трапезой обращается ко всем присутствующим, рассказывая о чем-то, или отвечая на вопрос, можно заменять блюда и разносить еду, но недопустимо сопровождать это своими репликами (тем более, в полный голос) - «покушайте, пожалуйста, это очень вкусно» и т.п. Также неприлично настаивать на том, чтобы гость обязательно попробовал какое-то из предлагаемых блюд.
v Бутылки с вином (если они есть) должны быть открыты.(!)
v Рядом с местом Архиерея (как правило, первое слева, или в шаговой доступности) организуется место для Секретаря Епархиального управления-руководителя Службы протокола, а также место (в шаговой доступности, лицом к Архиерею) для сопровождающего Архиерея иподиакона.
v Трапеза открывается (после общей молитвы) словом поздравления настоятеля или благочинного (по их выбору и желанию), которое должно быть обращено не только и не столько к Архиерею, но ко всем присутствующим, в первую очередь, к прихожанам.
v Завершается трапеза словом Архиерея и молитвой (Благодарим… Достойно есть…)
v Если участвовавший в Богослужении священнослужитель-гость по какой-то причине не может остаться на трапезу, долгом вежливости с его стороны будет взять на это благословение у Архиерея и извиниться перед настоятелем-хозяином.
======================================
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди?
Ап.Павел боялся,
чтобы, как змий хитростью своею
прельстил Еву, так и ваши умы не повредились,
уклонившись от простоты во Христе.,
так кто же тут змий хитрый?"
отсюда