Cказка о глухом митрополите

Apr 11, 2017 05:18

Из утренней почты:

"Сказка о глухом митрополите.

Давно это было, а может статься, что и сейчас деется. Жил был один митрополит в граде Саранске. Имя у него было вычурное и фамилия еще, точно не помню, Карасёв что-ли или Карпов, ну в общем рыбная фамилия какая-то. Из простых был тот митрополит, из народа. Двадцать три года он гузном своим бурсовские лавки полировал в мордовской земле. Кое-как расписываться его научили, в носу прилюдно ковырять отучили. Решили на повышение отправить - назначить старостою по всем церквям на Руси святой, а заодно и новую кафедру подоспели в Северной столице. В кабинете своём тот митрополит портрет начальника самого главного повесил, да такой портрет большой, отчего ходоки робели, а мелкие епископы благоговели. Года через три, глянь, новые ризы себе справил, белую шапку с крестом нацепил и даже карету себе купил. Народ смотрит и дивится: «И откуда у архиерея их на службе -то церковной деньги на новую карету заморскую?».
Так и стал служить он набегами: то в Петрограде, то в Московии. Всем хорош был тот митрополит, вот только один изъян - глуховат. Ну, не совсем глухой, как пень, а так: что-то хорошо слышал, а что-то и слышать не хотел. Вот, к примеру, самолет однажды упал, да так упал что по всей Руси плачут и воют, что и за океаном слышно, а митрополит - не слышит. Или вот, например, взрыв под землею прогремел, да так тряхануло, что сам Государь приехал посмотреть, а митрополит - опять - не слышит. И вот что странно-то - на другом краю города банкнота какая у старого попа зашуршит или медяк в церковной кружке брякнет - тут уж митрополит слышит и помощников своих быстро шлёт источник шума ликвидировать, дабы митрополичий покой не смели нарушать. Возили того митрополита к доктору самому наилучшему в губернии, а попусту.
Да и ладно. Не для того митрополита на это место посадили, чтобы нытьё попов выслушивать, а для целей церковных: с важным видом в собраниях сидеть, в заседаньях заседать, бумагу с крестиком подписывать, да панагийкой своей золотой солнечных зайчиков по кабинету пускать. Но не воспринимал его люд простой - так и прозвали «колхозником», так как говорил непонятно, как будто на другом языке, каком-то деревенском и косноязычном, в городе появлялся редко, так как много ездил по всей Руси и заграницам.
Было у того митрополита три зама. Тот что постарше Амврошка - был по-проще, прислан бысть в уезд еще ранее митрополита, да и задача у него была особая - за бурсаками местными присматривать и церковной грамоте их обучать. Второго Назаркой звали - того поставили присматривать за черноризцами, но он не особо это дело любил, так как к ботанике с детства приучен был, поэтому всё клумбами да цветами в своем монастырике занимался. Третий же с именем странным заморским … не то Маргинал, ой тьфу - Маргелл: тот всего лишь за одно переживал лишь бы во всей округе петроградской хмель в лавках не закончился.
Так они и жили. Но не особо митрополит замам доверял, так как конкурентами их считал и нахлебниками. И был у того митрополита верный помощник, просто в народе Кукусик его называли. Службу он нёс усердно, с начальством был любезен, с низшим сословием строг. Своё дело знал хорошо: с каждого прихода тыщи рублев ежемесячно собирал. А ежели кто из попов проштрафился, к примеру, пьяный попался или с бабёнкой какой-то замечен быв - то многократно больше брал. Ошибок попам не прощал: нарушил закон - плати, не платишь - уходи за штат. Кукусик деньги те шефу честно отдавал. А как же иначе то? Все п -честному должно быть, по антялигентному: взял - поделись с начальником, а ежели не берешь, то и дурак.
Спросите, какая у сказки мораль? Так нет в ней морали. Про мораль енту у митрополита спрашивайте - он хоть и глухой, но не немой. Он вам таких сказок про мораль, честь и совесть на мордовском языке расскажет, аж заслушаетесь.
Продолжение следует.

Фольклорист Котляр Владимиров".

Варсонофий Судаков, Сергей Куксевич, Жизнь с Идиотом 2, Санкт-Петербургская митрополия

Previous post Next post
Up