Еще один текст на злобу дня достопочтенного Алексея Дунаева:
Оригинал взят у
danuvius в "
Чего не было в повестке Собора? Догматики.
Все уже решено семью Вселенскими Соборами, как утверждает наш патриарх?
Отнюдь.
Вот минимальный список проблем.
1) Исторически:
признание Вселенскими
а) Фотианского Собора (879), проблема Filioque и правомочности формулы "от одного Отца" или "от Отца через Сына",
б) Паламитского (1351), комплекс проблем паламитского богословия,
в) [см. пункт 3-в],
2) Современность:
а) экуменизм и границы Церкви (капитальный и самый больной вопрос),
3) РПЦ (локальные проблемы):
а) имяславие/имябожие,
б) софиология,
в) вопрос о Евхаристии и термине "пресуществление" (рецепция Соборов 17 века).
Отдельный вопрос -- коллаборационизм некоторых Церквей (РПЦ и сфера советского влияния) со спецструктурами (вопрос решен в некоторых Церквах бывшего содружества, но не в РПЦ МП). В более масштабном варианте -- вопрос о "сергианстве" и каноничности (правопреемственности) РПЦ МП начиная с 1944 г., публикация списков епископов, сотрудничавших со спецорганами (ср. со спорами в Древней Церкви о lapsi, как с ними поступать).
Ясно, что в мировом Православии нет никаких ресурсов (интеллектуальных и моральных прежде всего) для адекватного решения этих вопросов, даже для их ответственной постановки. Думать, что можно обойти догматику, "тихой сапой" провести ревизию базовых принципов Вселенских Соборов (а они и в самом деле нуждаются в пристальном анализе с точки зрения прошедших веков) и оставить все на "практическом" уровне, -- иллюзия людей, считающих, что первичен материальный базис (власть и деньги, деньги и власть), а духовное (и интеллектуальное) основание -- вторично. Людей, считающих, что можно окончательно сгнобить духовные школы, превратив их в фарс, и что непросвещенным "пастырям" гораздо легче управлять темной невежественной массой. Людей, полагающих, что можно и нужно обвинять в "неправославии" всех и вся, а самим не иметь никаких понятий о "православии", застывшем в своем развитии на более чем тысячелетие, сведя религию по сути к деньгам, мелочным дрязгам за сферы влияния и призрачному первенству и оставив внешнюю мертвую оболочку ("гробы повапленные").
И чем больше мировое Православие будет пытаться показать всем обратное, тем более оно будет являть миру свою нынешнюю суть".