О чем Всеволод Чаплин так долго молчал...

Dec 26, 2015 18:07

Правда-матка от протопопа Всеволода Чаплина:

О психологии победителя и эмоциях, заложенных под корку:
Всеволод Чаплин: "Видите ли, в чем дело, в системе, где много очень разных людей - граждан разных государств, людей разной политической ориентации - очень сложно быть трибуном. Надо делать выбор между этими людьми и другими людьми. Для него этот выбор очень сложен. Но я ваш вопрос, в принципе, понимаю. В какие-то моменты выбор все равно делать приходится, в какие-то моменты ты должен иметь возможность сказать людям: «Ты прав, а ты не прав», даже в условиях гражданской войны, даже в условиях политических дебатов, даже в условиях общественного противостояния. И для этого очень важно иметь психологию победителя. У нашего поколения она есть, потому что мы все-таки сильную советскую систему преодолели. У поколения духовенства чуть более старшего, чем наше поколение, этого опыта нет.

С.: Ну не чуть более старшего. Патриарх вас старше на 22 года. Это не чуть-чуть, это
поколение.

Да, это рубеж между нами и этими людьми, которым сейчас, может быть, 60. Это люди, которые были сломлены советской системой, которые очень боятся поссориться с кем-то из власть имущих, очень боятся за свою личную безопасность, очень боятся, что кто-то подвергнет их какой-то системно-политической порке.

С.: Вы правда считаете, что патриарха можно подвергнуть «системно-политической порке»?
Он что, депутат Пономарев что ли?

Человек, который формировался в период всевластия уполномоченного по правам религии, человек, которого довольно жестко прессинговали при советской власти, живет с этими эмоциями, заложенными под корку".

Об оптимитизации расходов на патриарха:
"Ну, самая большая проблема - это то, что помимо содержательных учреждений, которые занимаются настоящей работой, есть довольно внушительная личная канцелярия святейшего патриарха, его служба делопроизводства. Есть огромное количество людей, которые обслуживают лично его: его резиденции, его бытовые нужды. Сколько этих людей - никто не знает, какую зарплату они получают - никто не знает. Коллегиального обсуждения надобности этого аппарата, если я правильно понимаю, никогда не было даже на Священном синоде, не говоря уже о Высшем церковном совете. Я однажды поставил на одном из совещаний (правда, без участия его святейшества) вопрос о том, что давайте мы все-таки обсудим вот эти расходы и в целом расходы, которые касаются центрального церковного аппарата. Ответом было молчание и сдержанные смешки. Но я-то знаю, что этот вопрос в церкви себе многие задают.

С.: В смысле, что патриарх шикует?

Я говорю теми словами, которыми я говорю.

С.: Если бы так получилось и вы оказались бы сейчас на месте патриарха Кирилла, что бы вы сделали?

Во-первых, перестал бы слишком часто принимать чиновников и разговаривать с ними по телефону, так же, как и с предпринимателями. Бог с ними, с деньгами, Бог с ними, с разными преференциями - правда важнее. Раскритиковал бы, называя имена, тех, кто себя ведет неправедно, в том числе, в области коррупции".
https://snob.ru/selected/entry/102638

О патриаршей канцелярии:
"Как таковых обид у меня не было. Среди большинства интересных, мыслящих, системно себя ведущих людей из числа всей новой братии, я себя чувствовал очень хорошо. Проблема возникла тогда, когда в синодальные учреждения в довольно грубой форме стали названивать монахини, работающие в канцелярии святейшего патриарха. Принялись отдавать какие-то распоряжения по телефону, учить нас писать бумаги, требовать изменить дату документа, поданного патриарху, по той причине, что они ее не передали в течение двух положенных месяцев. И поскольку теперь они боятся это сделать, они предлагали, чтобы синодальное учреждение поставило по собственной воле новую дату, чтобы они не оказались подставленными. Простите, это уже маразм. А когда церковным министерством командует по телефону человек, представляющий учреждение, не имеющее по уставу церкви ни малейших формальных полномочий, какая-то личная канцелярия, не написав документы, а звоня кому-то - это уже административный нонсенс. И по поводу такого рода инцидентов я каждый раз писал бумаги, опротестовывая эти действия. Это люди, лишенные основ процедурного мышления и деловой культуры".

О Сергее Чапнине:

С.: "Вы сказали в каком-то интервью вчера, что ваше увольнение связано с тем, что в церкви должен быть один голос - голос патриарха. Ровно то же самое сказал Сергей Чапнин, уволенный только что из журнала Московской патриархии за доклад на конференции центра Карнеги.

Я жалею, что я не сослался на его слова, просто вчера меня рвали журналисты, поэтому просто не пришло в голову сослаться - сейчас это сделаю. Я действительно взял эту фразу у Сергея, и Сергей абсолютно прав, что он ее сказал, и даже Кураев, я думаю, тоже в конце концов по этой же причине был вынужден уйти из активной церковной жизни. Правда, отличие мое от Кураева заключается еще и в том, что он слишком много времени посвящает ретрансляции сплетен, вот этого я не хотел бы делать. Я не мщу патриарху, я не считаю себя предателем его как личности, но я считаю себя вправе говорить о тех системных ошибках, которые сегодня есть в церковном управлении и в церковно-государственных отношениях. А с Сергеем мы много спорили, мы же знакомы с ним лет 30, познакомились на «гоголях» (Гоголевском бульваре. - Прим. ред.), где тусовались хиппи. Я не был хиппи, но я периодически с ними тусовался, причем они меня воспринимали сначала очень негативно, потому что я приходил на их тусовки в кожаном плаще, с галстуком и кейсом. Правда, в кейсе всегда была бутылка, поэтому они меня в какой-то момент полюбили, хотя и называли стукачом, потому что одет я был таким вот образом. Там мы с ним познакомились, и с тех пор достаточно много спорили. Он, скорее, либерал, а я, скорее, консерватор. В те годы он еще, по-моему, не был христианином, а я тогда боролся с жидомасонами. Так вот нам с Чапниным надо продолжить споры на этих же «гоголях». Как-нибудь соберемся".
https://snob.ru/selected/entry/102638/page/2

О семинаристах:
"Очень падает уровень людей, которые поступают в семинарию, и падает уровень людей, которые приходят в церковную бюрократию. Вот я постоянно мучился с тем, что приходят люди, которые просто не в состоянии написать текст. Собственно, основная моя работа все эти годы была - это работа с текстами, я был основным спичрайтером покойного патриарха Алексия, я очень много основательно перелопатил текстов, в частности «Основы социальной концепции». Их писали разные люди, я этот текст отчасти писал, но самое главное - сводил, обрабатывал, потом приводил к одному знаменателю. Сегодня сталкиваюсь с молодыми людьми, которые в принципе не знают, что такое текст, это - полный маразм. В семинарии некоторые реально в год поступают максимум десять человек".

О семинариях и кадровом кризисе:
"А некоторые из них определенно приходят в упадок просто потому, что нет поступающих. Это очень серьезный показатель: из-за низкого социального уровня духовенства, из-за бесправия во многих местах, из-за того факта, что общий уровень духовенства снижается, человеку интеллектуально развитому очень сложно оказываться рядом с какими-то совершенно обделенными, лишенными элементарного интеллектуального багажа людьми. Из-за всего этого сейчас кадровый кризис будет очень серьезным".

О пенязях и квартирном вопросе:
"Да, тут, значит, я в какой-то момент отказался от половины зарплаты. Потом его святейшество снял с меня вторую половину, предложив переложить ее на приход. И я, по-моему, от нее тоже отказался. С прихода что-то мне периодически перечисляли, но сколько, я не помню - по-моему, тысяч двадцать или тридцать.

С.: А на что же вы живете?

Да как-то так.

С.: Как Бог пошлет?

А зачем мне деньги?

С.: Я не знаю. Где вы живете?

В одной квартире с матерью и братом почти с рождения.

С.: В Гольянове что ли?

В Гольянове. А вы что, думаете, у меня есть какая-то тайная резиденция?"
https://snob.ru/selected/entry/102638/page/3

Сергей Чапнин, Королевство церковных зеркал, Всеволод Чаплин, Кирилл Гундяев

Previous post Next post
Up