Весьма правдивая аналитическая статья "С клира по нитке"
о современном положении в "королевстве церковных зеркал"
вышла в газете "Совершенно секретно"
за подписью Дмитрия Руднева.
Писана она полностью со слов духовенства
и, чтобы не быть голословным,
приведу самые язвительние из нея пассажи:
"Качество продукции «Софрино» давным-давно стало нарицательным в церкви. Так, если пономарь положил в кадило дешевый парфюмерный ладан с резким запахом и удушающим дымом, он запросто может услышать от священника: «Ты что, софринского кинул?»... Проще всего из всей продукции «Софрино» реализовать свечи, но, поскольку во все времена удешевление сырья, из которого был сделан продукт, - одна из главных составляющих прибыли, софринские свечи безбожно коптят. И вот представьте себе настоятеля, который долго-долго копил средства, искал спонсоров и наконец нанял бригаду классных мастеров-художников, чтобы они расписали всю церковь. И вот каждый месяц он собственноручно приносит в храм несколько десятков пачек дешевых парафиновых свечей и каждую службу смотрит, как от этих свечей к потолку поднимаются хлопья сажи...
ПОДАРКИ ДЕДУ МОРОЗУ
Спикеры Патриархии объясняли необходимость разукрупнения епархий тем, что епископ сможет регулярно, не реже чем раз в два года, посещать каждый приход. Однако только в понимании неискушенного человека подобные визиты - праздничное и радостное событие. Каждый раз, когда епископ приезжает на приход, настоятель обязан сделать ему подарок, и это не букет цветов и коробка конфет. Бывало так, что батюшка, вложивший в конверт 20 тыс. рублей для владыки, получал этим конвертом в алтаре по рылу. Князю церкви положен достойный подарок. А ведь епископ приезжает не один, его сопровождает или секретарь епархии, или благочинный, протодьякон и несколько иподьяконов - молодых ребят, прислуживающих владыке. Посчитаем. Владыка - не менее 40 тыс., 15-20 тыс. благочинному или секретарю, чтобы не выискивал в храме висящей паутины и не указывал на нее епископу. 10 тыс. - протодьякону. По 3 тыс. - иподьяконам, которых от трех до пяти штук. Итого визит владыки в чистом денежном эквиваленте обходится приходу в 80-85 тыс. минимум! Богатый городской храм заплатит за все это раза в три больше. Также приезд владыки влечет за собой обильный и деликатесный стол на много персон, что вполне сопоставимо по сумме с прямыми денежными подарками. Итак, если владыка объезжает за год около 60 приходов своей епархии, то он как минимум получает с этого около 2,5 млн рублей. Но это далеко не все подарки, которые получает владыка от своей паствы, при этом паства, покупающая свечки и заказывающая молебны, зачастую даже не догадывается, насколько сильно она любит своего епископа.
Каждый епископ - человек с богатой биографией. У него есть день рождения и день тезоименитства (день ангела. - Прим. ред.), есть день диаконской, день священнической, день, в конце концов, епископской хиротонии. Есть день, когда владыка был назначен в данную епархию, а еще у всех этих дней бывают юбилейные даты. А это только увеличивает сумму выплаты, которые каждый храм должен направить в качестве поздравления владыке. Если сильно занизить годовую сумму выплат на подарки преосвященному со среднего храма и обозначить ее как 50 тыс. рублей в год, получится, что владыка ежегодно получает в качестве подарка от епархии еще 5 млн рублей.
Но на этом изобретательность наших владык не заканчивается. Каждый из них во время своего духовного образования знакомился с таким предметом, как сектоведение. И в рамках этого предмета имеет знания о том, как осуществляет свою деятельность секта «Свидетели Иеговы». Одним из основных видов деятельности руководства этой секты многие десятилетия остается издание журнала «Сторожевая башня». Достойно особого внимания то, что члены секты обязаны выкупать весь тираж этого журнала, чтобы бесплатно раздавать его во время вербовки новых членов секты. Руководству «Свидетелей Иеговы» практически все равно, что написано в журнале, стопроцентная раскупаемость гарантирована. Этот опыт приглянулся и многим епископам Русской православной церкви. Вследствие этого очень многие епархии обзавелись «Епархиальными вестниками» и прочей периодикой.
К примеру, в Московской области действовала такая система: каждый настоятель должен выкупить энное количество «Вестников». Допустим, 20 штук. Цена каждого - 240 рублей. За раз - 4,8 тыс. рублей. Выходит «Вестник» два раза в месяц, итого 57,6 тыс. рублей в год. Со всей Московской епархии журнал приносил немногим меньше 70 млн рублей в год. Какое светское издание покажет вам такой доход при шести выпусках в год? В епархии поменьше доход от периодики составит порядка 5,7 млн рублей. И все это без налогов, без серьезных зарплат авторам, по льготным типографским ценам (в любом областном центре найдется хозяин типографии, готовый предоставить для благого дела серьезную скидку), почти даром. Некоторые священники пытаются поставить эти издания на реализацию в церковных лавках, но в лучшем случае прихожане приобретают считанные единицы этой периодики. И духовенство воспринимает распространение духовной макулатуры как очередной епархиальный оброк.
В городе Москве существует еще один способ сбора средств с приходов. Каждый священник, если он моложе 55 лет, если не имеет ученой степени или не является преподавателем духовного учебного заведения, раз в пять лет должен пройти курсы повышения квалификации. Проводятся они в семинарии Новоспасского монастыря. По данным на 2013 год, количество священнослужителей города Москвы составляло 1,5 тыс. человек. Таким образом, с учетом тех, кто освобождается от обязательного посещения занятий, в год курсы повышения квалификации должны пройти около 250 человек. Напомним, что каждый приход отчисляет средства на духовные школы. Но при этом каждый священник должен оплатить это обучение. Стоимость курсов - 10 тыс. рублей. Итого курсы приносят Московской городской епархии аккуратно 2,5 млн рублей. На официальном сайте Патриархии выложены документы, в которых говорится о том, что практика переаттестации и повышения квалификации духовенства будет распространяться на всю Россию. А это значит, что приходам надо готовиться к новым расходам.
Если продолжить подсчет доходной части «бюджета» разукрупненной епархии, примерно в 100 приходов, то получится, что на подарки «преосвященному» с такой епархии в год причитается чуть больше 13 млн рублей, а в совокупности с предыдущими цифрами общий доход составит свыше 70 млн рублей.
ВЫГОРАНИЕ ИЛИ ВЫЖИГАНИЕ?
Неудивительно, что в так называемой светской православной прессе все чаще поднимается тема выгорания священников. Горел-горел батюшка светлой верой, желанием восстановить приход, воцерковить как можно больше людей, нести с ними в мир свет христианской любви: заботиться о сиротах, поддерживать стариков, ухаживать за больными. А потом раз - и все. Нет этого горения. Машет кадилом на автомате. Говорит проповеди, исповедует, но, что называется, без энтузиазма. Оценки этого довольно частого и печального явления у церковных спикеров разные. Кто-то говорит, мол, это нормальное явление, люди устают, в том числе устают и священники. Кто-то находит, что это полезное явление, поскольку оно знаменует собой разрушение иллюзий. Кто-то, напротив, осуждает, говоря, что если в душе истинная вера в Христа Воскресшего, ни о каком выгорании не может быть и речи, а те, кто выгорел, - просто никогда по-настоящему и не верили.
Однако достаточно внимательно присмотреться к тому, в каких - прежде всего моральных - условиях вынуждено служить приходское духовенство, чтобы понять, что жажда христианского служения у духовенства не выгорает, а выжигается епископатом. Ведь разукрупнение епархий, о котором подробно рассказывалось в прошлом номере «Совершенно секретно», помимо прочего еще преследовало цель увеличить общую сумму отчислений в центр. Как в сказке про мужика, захотевшего сшить из одной овчины семь шапок. Ведь из тех средств, которые епископ выкачивает из приходов, он в свою очередь обязан передавать в Патриархию немалую долю. Ему ведь тоже не хочется оказаться епископом за Полярным кругом.
Среди примеров того, как Патриархия умышленно или случайно душит приходское духовенство, стоит вспомнить слова о. Всеволода Чаплина о том, что церкви «приличествует обладать… достаточными знаками материальных возможностей, чтобы на равных говорить с теми, кто «встречает по одежке»… Думал ли о последствиях отец Всеволод, когда произносил эти слова, или нет, но после того как они были опубликованы, один приходской священник пришел к своему постоянному спонсору - срочно понадобились деньги на ремонт церковной крыши. Спонсор выслушал священника и говорит: «А чего ты у меня просишь? Чаплин же ваш сказал, что церкви надо на равных разговаривать с людьми, обладающими капиталом. Зачем у меня просить - равные у равных не просят». Так благодаря словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества один приход лишился одного попечителя…
КОМБИНАТ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ
С самого начала 1990 х годов церковь постоянно твердит обществу: для того чтобы быть христианином, недостаточно креститься, недостаточно венчаться. Надо жить христианской, а значит, церковной жизнью. И довольно серьезная часть общества с этим согласилась, согласилась пересмотреть все основы своего бытия, направить свои усилия к достижению идеала. Священник для многих верующих людей перестал быть далекой и неприступной фигурой. Священник стал частью жизни православного мирянина. И когда неожиданно настоятель храма, который долгие годы восстанавливал церковь, собирал вокруг себя верующих, одним росчерком пера отправляется на отдаленный приход без всяких объяснений причин, мирянин начинает чувствовать себя не только униженным и оскорбленным, мирянин понимает, что священноначалие его просто не замечает. Лев в саванне не замечает травы, по которой ходит, его интересуют антилопы, которых он ест. И вот такой травой постепенно начинают чувствовать себя в церкви миряне.
В старообрядческой церкви во многих поместных церквях епископ не имеет права самовольно перевести священника с прихода, порой духовенство епархии совместно с мирянами предлагают предстоятелю церкви кандидатов в епископы, и предстоятель выбирает нового архиерея не из тех, кого ему хочется, а из тех, кого ему предлагают верующие. То есть миряне многих поместных церквей не просто активно участвуют в жизни своих общин, но и серьезно на нее влияют.
В Русской православной церкви мирянин - что трава в саванне: он нужен, чтобы накормить антилопу, которую потом сожрет лев. Все отчисления в епархию, которые мы так скрупулезно подсчитывали, - это не подсчет денег епископов, которые, выходя на покой, покупают себе виллы за границей, как это сделал бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), который ныне живет в собственном особняке в Израиле.
Это был подсчет тех денег, которые простые христиане, приходя в храм, оставляют в виде пожертвований на церковь. Притом что основная масса средств, основная энергия церкви как организации - это миряне, мирянам в церкви уготована роль статистов, маленьких безликих человечков, самая главная часть которых - кошелек. В современной церкви выгорают не только священники, выгорают и миряне. Рано или поздно каждый понимает, что все, что делается в церкви за деньги, будь то поминовение живых или усопших на проскомидии, молебны, панихиды, - практически все можно оплатить в обход свечного ящика. Достаточно просто перед службой передать священнику записку с купюрой, и твоя 1 тыс. рублей не окажется в круговороте отчислений в епархию и далее в Патриархию. Церковь долго доказывала миру, что она не комбинат ритуальных услуг, на словах. Многие этому поверили. И сейчас, когда главным мерилом добросовестного служения священника стало то, сколько денег он передал епископу, довольно многие миряне не могут принять такой ситуации. И церковь, которая в течение последних лет все чаще и чаще делом доказывает, что она хочет стать комбинатом ритуальных услуг, просто выталкивает из своей среды тех, кто мог бы принести церкви много пользы, поднимая ее статус в глазах общества.
«По плодам их узнаете их», - сказал Христос.
Это приговор не только каждому человеку лично, но и всем человеческим организациям и структурам. Если воля направлена на развитие православной школы, православного высшего образования, на создание действительно христианского общества, на заботу о народе, населяющем страну, то все финансовые потоки, которые аккумулируются в руках иерархов Русской православной церкви, должны были бы за последние 20 лет принести ощутимые плоды.
Мы бы видели влиятельную православную прессу, престижные гимназии, христианские вузы, в которые стремятся не только абитуриенты, но и преподаватели. Видели бы не отдельных подвижников-священников, усыновляющих по 60 детей, а системную заботу церкви об обездоленных детях.
Но мы видим только золотые купола и шикарные резиденции, дорогие машины и апломб быть в числе сильных мира сего.
А это значит, что большая часть денег, которые получает церковь, идут ей во вред."
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4823/