Возвращаясь к полемике, навеянной
книгой священника Филиппа Парфёнова
"Торжество и нищета православия",
следует свидетельствовать
не только о нежизнеспособности и недееспособности
в матушке России
церковного либерализма,
но и том, что постперестроечные надежды
на торжество в церковных стенах (и не только в них),
"христианского гуманизма" и "христианской демократии"
оказались одной голимо несбыточной утопией.
И гуманизм, и демократия, освященные Христовым именем,
питаются из совершенно другого источника,
нежели наше отечие Православие,
и у нас дома вянут как оранжерейные мимозы
с невзначай выбитыми стеклушками,
на первом же осеннем морозце.
Вот как об этом свидетельствует достопочтенный
k0uq7reader:
"Бердяев с его проблематикой устарел безнадежно.
В наше время надо ставить вопрос о непримиримом конфликте исторического православия и новоевропейского гуманизма,
при очевидной правоте каждой из обеих враждующих сторон. Что ж, Бог «всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать». Но остается открытым вопрос о возможности усидеть на обоих стульях -- традиционно-религиозном и критически-гуманистическом...
.Вот смотрите: вся современность, с правовым демократическим государством, разделением властей, правами человека, наукой, техникой, медициной и проч. и проч. и проч. родилась из (расширенно понимаемой) Реформации, т.е. эмансипации личности от внешнего (церковного) авторитета и утверждения суверенных прав личных разума и совести. Но очевидно, что вся эта Реформация в своих истоках неразрывно связана с нежеланием каяться, нежеланием бороться с грехом в себе и смиряться (классический пример -- духовный переворот, случившийся с Лютером). Весь этот ход мысли задолго до предсказан св.отцами. Напр., у аввы Дорофея про непокорного монаха, который начал с отвержения авторитета игумена, а кончил отрицанием Бога.
С другой стороны, в историческом православии "богословие после Освенцима" невозможно, невозможно в этой парадигме осудить тоталитаризм, выступающий под лозунгами благочестия и нравственности. Нет внутреннего противоядия против превращения православия в идеологию большого стиля, лежащую в основании идеократической империи. Впрочем, есть возможность доказать "от Предания", что жестокие гонения на неправомыслящих и основанная на крепостнических принципах экономика -- это самое богоугодное дело и есть.
Это дело, конечно, противоречит Евангелию в простецки-буквалистском прочтении. Но принципы предания и послушания делают такое простецкое прочтение -- нелегитимным!
Начать критиковать... а где тогда остановиться? Вот тут критикуем, а тут принимаем "изволилося Св.Духу и нам" как данность? Нелогично!
Когда человек позиционирует себя одновременно как православный и современный/интеллигентный, то либо православие его с червоточинкой (протестантизм восточного обряда, к которому и я имею честь...), либо современность/интеллигентность его фальшивы."
...
http://pretre-philippe.livejournal.com/360270.html?thread=16184398#t16184398А вот как о подлинном, с солью и перцем, Православии,
освященном святым Преданием,
сей ученый муж проглаголал ранее:
"Да, двадцать лет назад еще можно было прекраснодушествовать о совместимости свободы... нет, не с подсоветской церковностью или с мнимопричинным синодальным бюрократизмом, а с самим что ни на есть отечьим православием. Выветрился туман из головы, розовые очки разбилися, и каждый смог беспристрастно и непредвзято прочитать Лествицу и прочие отеческие творения, токмо через которые и надлежит православному толковать Писание. И что ж выяснилось? Задолго до своего фактического появления на гишторической арене гуманизм был аскетами заклеймлен как сатанинская гордость и пагубное высокоумие. Так что, ежели говорить о наличных альтернативах, то надо выбирать:
* или мать-свободу,
но тогда надо честно заявить, что вся история православия, с его
- догматами и канонами,
- епископской властью и соборами,
- постами и праздниками,
- духовничеством, старчеством и послушанием,
- исихазмом и паламизмом,
- житиями святых угодников --
была одним чудовищным недоразумением, о причинах которого даже подумать страшно. Но рухнет принцип Предания -- что останется от Писания? А? То-то же!
* или послушание отцам "в вопросах веры и морали", как любили стыдливо говорить в ЛДАиС,
но тогда надо честно проклясть люциферьянскую свободу и бастарда ейного, сиречь критический разум, а с ними и всю науку, технику и медицину, и громко заявить, что
- высокая детская и вообще смертность -- это хорошо,
- казни еретиков да и вообще публичные казни -- это тоже хорошо,
- если в житии про угодника написано, что "и главу свою любезно лобызаше, значит, так и было,
- рабство или, на худой конец, крепостное право богоугодно,
- бесправие низших перед высшими -- норма жизни,
- кровавые причуды тирана -- бич Божий во исправление нравов, вот перестанет народ массово сходиться с женами в проход сзаду, глядишь, и умрет тиран скоропостижно, а новый царь будет благочестив и без вины никого казнить не станет, а парламентов не надобно.
Хорошая альтернатива?
Хорошая.
Вот бы третья возможность появилась -- религия его величества абсурда, совмещающая противоположности веры и свободы, веры и разума, веры и гражданственности, веры и личной совести... Но возможно ль такое?
Думаю, возможно.
Но дело темное, ох, темное."
http://kalakazo.livejournal.com/1186427.html?thread=16699515#t16699515