Фильм Кристиана Мунджиу "За холмами",
сколько я понимаю,
попытка приемами игрового кино
воссоздать реальные события 2005 года,
когда в румынском монастыре святой Троицы
над 23-летней инокиней
свершили чин изгнания бесов.
Девушку три дня держали связанной, на хлебе и воде и с кляпом во рту,
в ледяной молельне, после чего та испустила не токмо злой дух,
но и всякое дыхание, хвалящее в ней Господа.
"За холмами" - отдаленно напоминает советско-афеисткое кино:
"Иванна", "Тучи на Борском", "Люблю тебя жизнь"
и, особенно, последнее из этой агитпропной линейки -
фильм Аиды Мансаровой, "Ищу мою судьбу", 1974-го года
http://kinofilms.tv/film/ishhu-moyu-sudbu/27825/.
Напоминает как по визуальному антуражу:
провинциальному раскардашу
уже тогда вымирающего,
медвежачье отечьего угла,
так и по видеоряду живописующему
быт церковников: нищетной, убожный, беспощадливо "изуверский".
Аида Мансарова, по законам агитпропного жанра,
честным образом противопоставляет ему
нарезку из картинок совдепного карнавала:
субботники, маёвки, митинги, партсобрания, -
все это бурливое кипение в стакане мутной водицы
и есть образец той "светлой жизни",
якобы и вызволяющий запутавшихся советских овец
из тенет "религиозного дурману".
Постсоветская Румыния 2012 году в фильме "За холмами" -
точный слепок уже с сегодняшней матушки России:
ни бурления, ни маевок, ни карнавала, -
все пропито, продано, растащено.
И где за пределами столицы московитов
провинция смахивает на апокалипсно ледяную пустыню:
разруха в умах и на дорогах,
и где православный монастырь - это последний бастион Жизни
среди всеобщей энтропии,
но вот беда - живет он по-прежнему
по своим "сакрально"-изуверным законам...