Решил недавно познакомиться с российской "патриотической" фантастикой - не знаю, как это по науке называется, но я так обозначаю для себя тексты, в которых описывается конфликт России с Западом, а также последующие события. В свете того, что это столкновение мне кажется неизбежным, было интересно взглянуть на то, как его представляют инженеры всяких там душ.
Первое, что обратило на себя внимание, это количество и качество. Разумеется, с дамскими романами и "ироническими детективами" эта тематика конкурировать не может, но аудитория, чувствуется, есть, и весьма непритязательная, к тому же - молодёжная. Конечно, среди авторов случаются и талантливые, навскидку можно назвать Анисимова с его "Абрамсами", да, пожалуй, Афанасьева, который Маркьянов (меня лично утомляют нескончаемые описания характеристик оружия, но сюжеты у него, по крайней мере, связные), но в основной массе это тихий ужас. Впрочем, гораздо интересно то, что является для большинства этих произведений общим.
А общего не так уж и мало:
- В ста процентах попавшихся мне версий развития конфликта Россия терпела сокрушительное поражение на начальном этапе конфликта (иногда, правда, успев нанести противнику сопоставимый ущерб, но тогда дальнейшее шло по ведомству постапокалипсиса);
- Практически во всех сюжетах центральная власть либо не справлялась с задачей, либо капитулировала;
- В большинстве текстов власть всех уровней оказывалась враждебна народу.
Впрочем, перечисленное только передаёт ощущения и ожидания среднего человека, так что особой неожиданностью не является. Открытием для меня оказался уровень индивидуализма и ксенофобии в поведении героев многих из просмотренных книг. Фрагменты вида "Сначала убивали «чурок». Убили быстро и всех - большинство и вправду за дело...", "Эту категорию вместе с семьями расстреляли за городом в какой-то балке...", "Нужно первой же статьей непременно закрепить документально главенствующую роль русской нации в государстве и обществе..." говорят сами за себя. Если это не вечные европейские ценности, то я чего-то не понимаю.
И если такой подход разделяют достаточно многочисленные (а главное - молодые) потребители литературы подобного толка, то это уже даже не катастрофа.
Это - он.