Шпицберген. Интервью с протоиереем Андреем Близнюком

Jan 02, 2014 15:42


1. Отец Андрей, это Ваша вторая поездка на Шпицберген, таким образом,
это уже продолжающийся миссионерский проект. Как он начинался?

В первый раз на архипелаг я попал благодаря московской киностудии «Точка зрения». Съемочная группа делала фильм о шахтерах и несколько раз прилетала в Баренцбург на рудник. Видя пустующий храм и стопки непрочитанных записок на аналое, они обратились с предложением посетить шахтеров. Я с радостью согласился.

Шпицберген для меня остается Грумантом - местом подвигов моих любимых поморов. И сейчас шахтерская жизнь на архипелаге сурова и тяжела, а без веры и молитвы может стать невыносимой.

2. Каковы Ваши впечатления от второй поездки? Что нового удалось
узнать и увидеть?

Еще в Москве я узнал о гибели за эти полгода троих шахтеров. Рудник переживает судьбоносный период. Государственная комиссия определяет его будущую судьбу. Намечены серьезные технические преобразования шахты. Труд горняков будет безопаснее. Также запланировано строительство нового храма в поселке. Происходит смена состава работников рудника: уезжает кто-то из тех, с кем я уже успел познакомиться, а на их место приезжают новые люди. Эта поездка оказалась богата полезным и приятным общением. Например, наши встречи посещали сотрудники научно-исследовательской базы «Баренцбург». Мы освятили базу и долго беседовали с ними о православной вере. Мы знакомились и беседовали с новыми людьми и в столовой, и в школе. Есть среди них и верующие.

В этот раз я прибыл с помощником - чтецом и певчим Алексеем Черным. Службы стали и красивее и стройнее, чем в первой поездке.

3. Почему регулярное присутствие православного священника на этих
землях так важно - и для людей и с точки зрения церковно-миссионерской?

На рудник, как правило, приезжают на заработки. У себя дома многие крестились и бывали в храме. А здесь в усиленном рабочем ритме вера как-то отступает на задний план, и многие забывают о душе. Но человек существо одухотворенное, и если он не получает духовную пищу, душа начинает болеть и мучится. Еще важно понимать, что работа на руднике, да и вообще в заполярье, опасна для жизни человека. Душу, оторванную от родных и близких, гнетет долгий зимний мрак полярной ночи. Священник-миссионер, как врач, в первую очередь должен помочь людям с острой болью. Выздоровление начинается с осознания того, что Бог должен быть на первом месте, и тогда все остальное будет на своем. Но для того, чтобы люди полностью доверяли, надо с ними жить круглый год. Если в Антарктиде на российской станции постоянно проживает иеромонах (а людей там, на порядок меньше), то здесь присутствие священника еще нужнее.
На Шпицбергене особые условия миссионерской работы. Например, в Баренцбурге нет карманных денег: все необходимое можно получить по платежной карточке. Соответственно, у священника с прихожанами не может быть никаких денежных отношений и люди не могли нас заподозрить в корысти. Храм и часовня открыты круглые сутки, в них тепло и уютно, за что огромное спасибо руководству рудника. Однако, большую часть года службы в них не проводятся, и это неправильно.

4. Какие люди на Шпицбергене? Есть ли перспективы у России в освоении
этого края? Какие Ваши впечатления от общения с Норвежской стороной?

Все люди в этих суровых местах отличаются решимостью. Ведь они не побоялись отправиться на край земли. У всех богатый жизненный опыт, поэтому общаться с ними интересно. Но поскольку я пробыл на руднике не долго, близко узнать я успел не многих. Большинство баренцбуржцев не привыкло ходить в храм, хотя на улице подходят, спрашивают благословение и задают вопросы о наболевшем в душе. Очевидно, не хватает краткого пребывания в поселке, чтобы эти разговоры вызрели в исповедь и причастие. Вера есть почти у каждого человека. Только порой зарыта или завалена в душе слоями суеты и бытовым мусором. Миссионеру надо «добыть» эту веру в человеческой душе, как рудокопу ценную породу.
У России на Шпицбергене определенно большие перспективы. В первую очередь, очень плодотворным может оказаться расширение научных исследований на архипелаге, создание новых научных станций. Но не менее перспективным является развитие арктического туризма, который становится все более популярным. Кроме того, наш долг и обязанность - сохранять память о поморском освоении архипелага в XVI - XIX вв. Русские люди погибали здесь не напрасно! Их труды являются яркой страницей мировой истории освоения Арктики и героической страницей истории русского народа. Для действующего сегодня музея «Помор» выделено новое огромное здание. Конечно, нужны большие средства для его ремонта и пополнения экспозиции новыми экспонатами. Весь мир должен узнать о мужестве и силе русского духа на этом суровом архипелаге!
К сожалению, у норвежской стороны есть склонность к замалчиванию русского присутствия на Шпицбергене в XVI - XVII вв. Зато научные и туристические проекты ими замечательно реализуются. У них есть чему поучиться. В Лонгйире находится Свальбардский международный университет (UNIS). Это самое северное учебное заведение в мире. В UNIS учатся приблизительно 350 студентов, причём половину из них составляют норвежцы, а другую половину - люди со всего мира, в том числе - из России. Географическое положение университета позволяет использовать окружающую природу в качестве уникальной лаборатории. Ведь Шпицберген это земля удивительных ледников, чёрных скалистых берегов, величественных горных вершин, и просто фантастических атмосферных явлений, свойственных только этой местности.
В норвежском поселке постоянно проживает лютеранский пастор Leif Magne Helgesen. Дверь кирхи постоянно открыта и он всегда готов уделить каждому вошедшему время. Нам удалось посетить кирху, познакомиться с ним и его сотрудниками, мы остались очень довольны общением с ним. Кстати, пастор оказал материальную поддержку при проведении ремонта домового храма в Баренцбурге и каждый год на Рождество посещает русский поселок и привозит подарки детям!

5. Как и Вы, наша добровольческая организация давно интересуется
темой поклонных крестов на Русском Севере, в том числе и на Шпицбергене.
Какие новости в этой области?

На архипелаге Шпицберген сохранились поморские поклонные кресты XVIII - XIX вв. Крест неизменно сопутствовал русским мореходам в промысловой деятельности: приезжая сюда, они первым делом ставили поклонный крест. У поклонного креста молились и благословлялись на тяжкий труд. Крест был святыней и защитой в промысле. По выражению норвежского геолога XIX в. Б.М. Кейльхау, «Стоит русскому помору поставить свой крест, он уповает на особое покровительство Всевышнего и смеется над бурным полярным морем» (Keilhau B. M. Reise i Ost- og Vest-Finnmarken samt til Beeren-Einland og Spitsbergen i arene 1827 og 1829. Christiania, 1831. S. 156, 224).
Помимо духовного смысла, кресты имели практическое предназначение: они были элементом навигационной практики. Приметные кресты были исключительным явлением, не имевшим аналогов в мире. Кресты считались определенными вехами в промысловых маршрутах поморов: по ним они прокладывали свой путь вдоль морского берега - от креста к кресту. Кресты обозначались в поморских лоциях и служили ориентиром в пространстве, указывая на восток.
До наших дней на Шпицбергене сохранились два поморских креста XVIII - XIX вв. в Мерчисон-фьорде на островах Северный Русский и Кросс (На последнем высечена дата - 1898 г); в заливе Ван-Мейн-фьорд есть остатки еще двух лежащих крестов. Также имеются свидетельства и о других крестах на архипелаге.
Мы обеспокоены тем, что эти уникальные исторические памятники пребывают в полном запустении и подвергаются гниению, что в самое ближайшее время может привести к их окончательной утрате. Кроме того, для нас, эти кресты являются святыней и памятью подвига поморов, трудившихся и умиравших на Шпицбергене. Перед поездкой в Москве мы познакомились с Вадимом Федоровичем Старковым - заведующим группой арктической археологии РАН (директором музея «Помор») и обсуждали возможности сохранить оставшиеся кресты. По его совету мы договорились с генеральным консулом РФ на Шпицбергене Юрием Васильевичем Грибковым о передачи письма губернатору Шпицбергена (все исторические памятники архипелага принадлежат Королевству Норвегия) с просьбой разрешить консервацию и укрепление последних стоящих крестов и перенос останков прочих сохранных крестов в Баренцбург для консервации и включения в состав экспозиции музея «Помор».
Нам очень хотелось бы воздвигнуть на Шпицбергене традиционный поморский крест в память о всех погибших в этом суровом краю - как стрелку в Небо, указывающую путь в Царство Небесное заблудившемуся путнику в суете житейского моря.

6. У Вас мне кажется особый подход к миссионерству, который нам очень
близок . Мне кажется, для Вас важен личный контакт с каждым встреченным
человеком и еще особенности традиции и культуры тех мест, куда Вы
приезжаете. Какой в принципе, по Вашему мнению, должна быть миссия?

Мы не можем навязывать свою веру: необходимо оставить человеку свободу выбора. Поэтому надо уметь ждать. Отсюда исходит и принцип миссионерской приветливости: миссионер должен быть терпеливым, ведь Слово Божие может распространяться только любовью. Главный принцип миссионерской работы во все времена - действенная любовь к людям. Один из величайших русских миссионеров - святитель Иннокентий Московский - писал: «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви».

7. Если бы у Вас была возможность организовать еще какие-либо
миссионерские поездки и экспедиции, куда бы Вы направились и почему?

В последние годы все труднее находить время для дальних поездок. Просто помимо службы в храме я сильно загружен и в школе, и в Университете, и по делам взаимодействия с МЧС, и др. Но все-таки я с надеждой ожидаю, куда призовет Господь поехать через заботливых людей. На Севере России еще так много мест, где не ступала нога священника последние восемьдесят лет. Миссионерские поездки меня, как священника, сильно укрепляют. Не оставляю надежды вновь побывать на Мезени. Люблю этот край поморов, там я многих крестил и чувствую ответственность за этих людей пред Богом.

8. Какая именно еще нужна помощь Вашим благотворительным проектам?

Уже на протяжении ряда лет я получаю помощь от Вашей добровольческой организации «Какпомочь. ру», за что очень благодарен!
Было бы хорошо обновить миссионерское мультимедийное оборудование, которое мы применяем на встречах со школьниками и в домах культуры. Я стараюсь на каждой встрече демонстрировать фильмы и красочные презентации с лучшими изображениями храмов, фресок, мозаик и икон. Помещения бывают с плохим затемнением и изображения получаются бледными и не впечатляющими.
Есть и другие миссионерские мечты, но о них можно поговорить в другой раз. Вот что главное - смею просить Ваших сердечных молитв об успехе нашей миссионерской работы!



















































вторая миссионерская поездка, интервью, Шпицберген, 2013

Previous post Next post
Up