математический пост

Mar 02, 2016 12:05

Не так давно побывала я на докладе профессора Кристианы Бенц. Основная тема ее исследований - математическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сознаюсь, на мероприятие я шла немного с предвзятым отношением. Я ожидала доклад с основным посылом, что математика окружает нас повсюду и знаковые математические системы до определенного возраста детям лишние. Эта идея озвучена была тоже, но основным моментом (подтвержденным эмпирически) было то, что дети с самого малого возраста способны аналитически обрабатывать количественную информацию. Т.е. если детям показать N-ое количество предметов, разложенных на столе, то дети изначально пытаются уловить структуру возникшего распределения и на основе этого делают умозаключения - сколько же предметов они видят. Теперь смотрим, что делают на этом месте педагоги и родители. Мы заставляем ребенка отказаться от структурного мышления и предлагаем ему метод абсолютно тупого пересчета - 1,2,3 итд. Есть над чем подумать, правда? Таких примеров на практике возникает масса. Они, в свою очередь, и пораждают систематичное понятийное отдаление практической математики от аналитической.

Это была вводная теоретическая часть. А теперь перейдем к практике :-)))

По-моему, любое рукоделие имеет геометрические основы: вышивание, вязание, плетение.


В садике Эрик уже несколько недель работает над одним гобеленом. Работа не закончена, поэтому фотографий нету. Но работа достаточно кропотливая, требующая понимания последовательности, цветовой передачи плюс мелкая мотрика.

Геометрический планшет. Мои дети не очень любят делать изображения по инструкции. А вот свободные эксперименты уважают.


Я совершенно случайно купила две книжки, где предлагается рисование на основе штампов и шаблонов. Изначально я против рисования по шаблонам. Но дети подобное занятие за творчество, как таковое, не считают. Это что-то из разряда занимашек, иногда то, что надо.




А вот мандалы Эрика всегда увлекали. Упорядоченная графика - это абсолютно его формат.


А еще я люблю выдать детям материал и понаблюдать, что же будет.


Возможно, это очень простые вещи, но это структурный подход и он дорогого стоит.

Математика может быть очень креативной. Мы читали книгу Яноша "От Панамы до Канады" и там тигренок со своими друзьями смотрели на звездное небо и в уме рисовали образы, проводя линии от одной звезды к другой. В какой-то момент Эрик говорит: "Мама! А давай так же на бумаге сделаем!" И вот что получилось.
Мышка и тюлень.


Лизина подушка с одеялом и звездопад.


Складывание мозаики - математичнее занятия не придумаешь :-)))


А если уж совсем хочется порешать в уме, то в ход идут настолки. Одна из самых любимых в последнее время - игра Rallye от моего любимого бренда Djeco.
Игра на состав числа. Двумя кубиками определяется сумма точек. Это число нужно выложить карточками (максимум тремя). Арифметические действия между карточками можно использовать любые. Начинать можно со сложения, потом вводить вычитание, умножение итд.


эрики-беники, лиза-маркиза, 5 лет, игры, яшка-чебурашка, 3 года, математика, 1 год

Previous post Next post
Up