Лиза уже пол-года как заикается. У Эрика в ее возрасте было ровно тоже самое. В свое время педиатр сказал, что такое часто у детей бывает, пройдет. Так и было, но у него как-то относительно быстро рассосалось. А у Лизы что-то динамики фактически никакой. Точнее как, процесс этот циклический, то заикание практически исчезает, то появляется вновь, но на том же уровне, без улучшений. Заикается она методом повторения первого слога или не первого, если длинное слово хорошо делится на части, то повторяет первый слог части. После консультации у педиатра, отправил он нас на "доследование" к логопеду. Логопеда нам тот же педиатр пососветовал, как хорошего проверенного специалиста.
Мы пришли на прием, а она завренула нам такую лекцию, про причины, следствия, диагностику заикания и многое другое. Говорила очень интересно и развернуто, использовала знания из смежных областей (особенности психического развития детей, детская психология итд.). Мне одно только интересно, все ли клиенты ее понимают. Ведь приходят же на прием дети и родители из социально слабых семей, она с ними такие же дискуссии разводит? Но это так, заметка на полях. Пока она меня логопедически просвещала, Лизе дала собирать гусеницу. Лиза решила, что собирать надо по-правильному, сначала один цвет закончить, потом только к другому переходить. Долго она так возилась, а потом уже под конец обнаружила, что одну бусину пропустила, а она должна быть в самом начале. Лиза не расстроилась, она все это дело распустила и собрала заново.
Теперь вы понимаете, откуда у нас было время на логопедические лекции. :-)))
Потом логопед решила перейти к диагностики. Для этого надо было поговорить с Лизой. Вот примерный диалог:
- Лиза, а ты ходишь в садик?
- Да
- А у тебя там есть друзья?
- Да
- А как зовут твоего лучшего друга?
- Э-э-э-эрик!
тут вмешиваюсь я и намекаю, что Эрик вообще-то ее брат
- Лиза! У тебя братик старший есть! Он, наверное, в школу ходит уже?
- Да!
- А ранец у него есть?
- Да!
- А на ранце у него что нарисовано?
- У-у-у-улитка!
Вмешиваться я больше не стала, но про себя смеялась. Потом Эрику рассказала, он хохотал долго.
После такого интервью логопед решила с Лизой поиграть в магазин. А Лиза наша очень опытный продавец/покупатель. Тут она тетю-логопеда в оборот взяла!
Кстати, все диалоги и игра записывались на камеру для возможного последующего анализа.
Вердикт такой: Лиза действительно заикается пока только обычными повторениями. Она не растягивает звуки и не зажимается физически в тот момент, когда не получается сказать. Эти два момента очень важные. Если что-то подобное начнет появляться, то нужна будет логопедическая терапия.
Отдельно логопед оговорила социальный момент. Нельзя допустить ситуации, чтобы Лиза почувствовала негативный момент заикания. Умалчивать сам факт заикания не надо, но и негативных реакций на это у окружающих быть не должно. Поэтому очень важно, чтобы в садике у детей по этому поводу не было никаких дразнилок и прочих неприятных проявлений. С лизиными воспитателями я на эту тему поговорю, но в нашем садике впринципе проблем подобного плана нету.
А вообще, я очень надеюсь, что проблема в скором будущем разрешится, хотя логопед временные рамки ставить отказалась. Очень по-разному у детей этот процесс может протекать.