Прямухинская вольная артель. Житьё-бытьё.

Aug 22, 2012 21:19

Оригинал взят у khamardaban в Прямухинская вольная артель. Житьё-бытьё.
Сейчас такая пора, что немногочисленные френды, которые пишут, часто пишут об отпусках и о летнем отдыхе. Я не стану исключением и тоже поделюсь мемуаром.
Итак, отдых. Если кто не знает, лучший отдых - волонтёрство. Это, во-первых, чередование физического труда, умственного и развлечения-общения. Это новые знакомства с интересными людьми (неинтересные волонтёрить не едут), во-вторых. Да и местность узнаёшь лучше, когда пожил и поработал рядом с теми, кто постоянно там пребывает, а не призван тебя обслуживать, как на курорте.
В этом году снова хотелось вырваться на Байкал, благо там живут хорошие знакомые, благо Байкальский заповедник снова звал помогать, но ни времени, ни средств на длительный вояж этим летом не было, поэтому я уже было опечалился, но в конце июля меня пригласили в Прямухинскую вольную артель. И на Тверскую область 5 дней у меня выкроить получилось.
Прямухино - знаменитое село в Тверской губернии, родовое гнездо Бакуниных. Каждый год там проводится научная конференция "Прямухинские чтения", которая иногда проходит просто на открытом воздухе. Бакуниным посвящен добротный музей. В начале 2000-х, работая над спектаклем "Берег утопии", в Прямухине гостил знаменитый британский драматург Том Стоппард. В общем, село нетипичное, место интересное.



Правда, добираться туда долго. Из Москвы надо доехать до Твери на электричке (3 часа), потом автобусом на Осташков или Кувшиново доехать до села Большой Борок (примерно 2 часа, но путь идёт через замечательный город Торжок), а потом ещё 8 км пешком до самого Прямухина. Можно, конечно, на машине, или как-то централизованно на автобусе (так обычно приезжают участники Чтений), но я бы такую затяжную поездку сидя просто не перенёс бы. Да и несколько километров пешком по живописной сельской дороге - удовольствие для столичного жителя редкое, поэтому особенно ценное. Идёшь себе, думаешь об истории общестенно-политической мысли, а вокруг птички поют, асфальт сменяется грунтовкой, над головой кружат ястребы, по дороге возникают вымирающие русские деревни, жизнь в которых летом кипит благодаря дачникам: Большой Борок, Мытницы, Лопатино.












Потом проходишь по мосту через речку Осугу, и в листве видны колонны, фронтон и благородный классицизм прямухинской церкви. Выехав на электричке из Москвы в 6.55, в Прямухино я попал в 13.30.
Меня радушно встретили в доме председателя (формально несуществующего) Бакунинского фонда Сергея Гавриловича Корнилова. У него на чердаке я и поселился.



Спал на сене, соорудив себе гнездо из старого матраса, пенки и спальника. Перед сном всегда что-нибудь читал. Однажды, когда весь дом уже заснул, я нацепил налобный фонарь и стал дочитывать очередную статью. В это время в полной темноте чердака к фонарю прилетела летучая мышь и стала виться вокруг источника света. Мистика какая-то. Так и не дала она мне дочитать: больно громко крыльями хлопала.



Вообще Прямухинская вольная артель жила нормальным коммунальным бытом. Питание вскладчину. Домашнее хозяйство ложилось на плечи дежурного, который встаёт раньше всех, кашеварит и остаётся дома, когда остальные уходят на работу. В первое утро моего приезда дежурил товарищ Михаил, который сварил замечательную геркулесовую кашу, заставив вспомнить "Мишкину кашу" Носова (которая особенно аппетитно выглядит на иллюстрациях Германа Огородникова).



Готовили всё на костре: и кашу, и борщ, и компот. Столовались рядом с кухней - на улице, под навесом.









Духовная пища, конечно, тоже присутствовала. После работы было часа два отдыха, сиесты, и участники артели погружались кто в книжки, кто в сон. Мне даже удавалось уделять время своему итальянскому, который я уже забросил в суете столичной жизни.
Вечером начиналась культурная программа. В первый же день моего пребывания была лекция Петра Владимировича Рябова о Герцене. Благодаря ей я снова обратился к его трудам, к его биографии. И уже приехав в Москву, на очередной экскурсии поменял тему с 200-летия войны 1812 года на 200-летие А.И. Герцена, которое (почти не) отмечалось в апреле.
Итак, в первый день была лекция. Во второй день была экскурсия по парку, которую вёл один из основателей вольной артели Михаил.






Про усадьбу я напишу потом отдельно. Но парк уникален, например, тем, что там растут разные дальневосточные растения, которые в средней полосе нигде больше не встречаются. Наверное, Н.Н. Муравьёв-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, присылал такую экзотику своему родстеннику А.М. Бакунину. Вот например, заросли сахалинской гречихи. Стебли высотой больше двух метров. Почувствуй себя Кариком и Валей.



Потом были исследовательские прогулки по соседним деревням и хуторам. Даже когда в артели оставалось 4 человека, культурная жизнь не останавливалась. Но фотографии деревень будут в ещё одном посте.
Previous post Next post
Up