Как я стал нефтяником

Mar 19, 2012 14:51



У меня все очень просто и банально. Родился в столице нефтяной Татарии, городе Альметьевск. И 20 лет назад в нашем славном городе был всего один-единственный институт - Нефтяной. Хотя, у меня была возможность поступить в Казанский Финансово Экономический, и я чото даже подумывал уехать в Казань на учебу, но все-таки любовь к маминым пирожкам пересилила желание свободной жизни. Я тогда был хлипким мальчонкой и перспектива жизни в суровых общаговских условиях меня как-то не вдохновляла. Да еще и в бурные 90-е, когда можно было получить арматурой по голове за то, что зашел в чужой район. А еще все одноклассники пошли в нефтяной, ну и я с ними заодно. Все побежали и я побежал. Кстати, с первого раза я не поступил, не хватило 2-х баллов, но на мое счастье в тот год впервые появились платные группы и моим родителям пришлось немного раскошелиццо.



Учился в институте, а летом проходил практику в НГДУ (нефтегазодобывающее управление). Опытные товарищи делали из меня настоящего нефтяника. Начинал я с подсобного рабочего, потом перевели в операторы по добыче нефти. Вот вы знаете, кто такие операторы по добыче нефти? ООО, это романтика! Тебе дают кучу скважин, которые находятся на большом расстоянии друг от друга, нужно каждый день их проходить и обслуживать. Хорошо, когда там ЭЦН (электро-центробежные насосы), их сильно обслуживать не надо, записывай себе показания на манометрах, да изредка меняй штуцер, а вот с качалками сложнее. То ремни порвуцо и качалка встанет, то засранцы-слесаря как положено качалку не отцентруют относительно скважины и приходится через каждые 3 дня менять сальники на устье, а это тот еще геморрой. Первые свои сальники я меня целый день!!! Потом на это у меня уходило чото около часа. Кстати, на конкурсе профмастерства, операторы меняют сальники за 45 секунд!!!

На фото оператор меняет сальники (все фото взяты из инета, так как с тех пор у меня не осталось ни одной фотки, а жаль)



Ну и летом стабильно была покраска фонда скважин! Это вообще песня. В день красили обычно по 4 качалки. Краскопультом. Знаете, это такая штука - один чувак качает насос, а второй чувак лезет на качалку и опрыскивает ее серебрянкой (краска такая). За насосом стоять было лучше ибо не так сильно закрашиваешься сам, а вот тому, кто красит - тому везет меньше. В полях у нас как обычно? Правильно, ветренно! Вот ты направляешь струю на качалку, а ветер гонит краску на тебя. Ну и к концу дня обычно закрашиваешься по полной. Если поставить рядом со свежепокрашенной качалкой, закрыть глаза и рот, то и на ее фоне тебя и не видно будет.
А вот вам и качалочка. Покрашенная серебрянкой. Головка и противовесы красятся в красный цвет, как самые опасные части качалки



Тот самый краскопульт



Отмывались потом от этой краски дистиллятом. Вот вроде все отмыл, а домой едешь и ловишь на себе удивленные взгляды. А все потому что ресницы ты нифига не отмыл и едешь в образе педераста с крашенными ресницами. Покраска была обычно в июле и заканчивалась в течении месяца, в остальное время ходишь себе 10 км в день по полям-лесам, ягодки собираешь, грибочки.
После института я устроился в одну совместную американо-татарскую компанию. Есссно, начальником (и даже инженером) меня никто не взял, ну и продолжил я свою операторскую эпопею. Теперь у меня было 37 скважин и 12 км каждый день. И знаете, что я вам скажу, ребяты, летом нааааамного приятней работать оператором, чем в остальные времена года. И я расскажу почему. Первое разочарование меня настигло осенью, когда ты тащищь все 12 км за собой на сапогах еще по 5 килограмм грязи. Но зато много грибов в лесу. Я каждый день ведрами таскал грибы домой. Жена ругалась - не вози больше эти грибы, я их чистить не успеваю. Но я все равно собирал и отдавал людям. Любил я грибочки собирать (*смахнул слезу, давненько не собирал, давненько), сам процесс уж больно нравился.

ЭЦН. Как видите, эту установку оператору особо можно было не обслуживать. Ребята из технологической группы отбивают уровень в затрубном пространстве. Потом я тоже поработал в тех.группе.



Зимой все по-другому. Во-первых, холодно!!! Ты выходишь на обход в 9 утра и знаешь, что примерно до 2-х дня тебе негде будет укрыться и погреццо. Поэтому надевал двойные штаны, сверху ватники-комбез, нарукавники обязательно, чтобы холод в рукава не запустить, две маски на лицо, одна тонкая из маминых колготок, вторая из дерюги с отверстием только для глаз, фуфайка (в ветренную погоду еще и легкая фуфака сверху, потом объясню). Вообще, когда я одевался на обход, я чувстовал себя Щварценегером из Коммандос (это был целый ритуал - вжик, хрясь, чик, суровый взгляд сурового оператора по добыче нефти). А вторая фуфайка была нужно вот для чего. Обход находился у меня в таком месте, нужно было проходить через длинный овраг и там как в трубе в любое время года и в любую погоду дул ветер! В одну сторону идешь вперед на лыжах, ветер в харю, в минус 30 на глазах выступают слезы и намерзают сосульками в уголках глаз, а вот в обратную сторону когда идешь, растегиваешь эту фуфайку и раскрываешь ее как парус, ветер в спину дует и ты на лыжах как по воде (да, я тогда легкий был, всего 50 кг). Самая засада была - это когда тебе приспичит по большому. Потому что приходилось сильно раздевацо, чтобы стянуть с себя ватники-комбез. Ну и попу так не по децки задувало-). В общем, как вы поняли, первая подстава зимой - это холодно (хотя, когда ты в движении, никогда не мерзнешь), вторая подстава - снег. Качалки задувало так, что невозможно было ни задвижку открутить-закрутить, ни на манометре показания посмотреть, ни (самое главное - отобрать пробу нефти). Приходилось откапывать в снегу яму 2х2м, чтобы проделать эти действия. Как-то, кстати, я чуть не погиб по глупости в такой снежной яме (где-то у себя в жж писал). Яму эту в течении следующего получаса опять заметало с концами. Поэтому приходилось идти на хитрости. По осени, когда еще не замело скважины, я отбирал по несколько проб и прятал их. Потом зимой доставал из нычки и сдавал как свежие. Геолог был лопух и ничего не подозревал. Ох, если бы мне сейчас мой оператор такую подлянку сделал, я бы ему голову оторвал. А тогда я, по молодости, еще не знал важности этого процесса-).

Оператор отбирает пробы жидкости. Но тут они умные, высоко проботборники сделали, чтоб ям не копать. У нас все было по-другому.



Есссно по зиме и ремни менять и сальники набивать в стольки одеждах было нелегко. А еще я не любил по зиме ремонтировать дозаторы. Это такие штуки, которые дозировано подают в скважину различные реагенты (например, деэмульгаторы, чтобы вместо солидола шла нефть). Так вот, тут в перчаточках не поработаешь, относительно тонкая работа, тока голыми руками. Отворачиваешь клапана, реагент льется тебе на голые руки, ветер дует, пальцы не разгибаются, примерзают к железу, брррр. Потом тряпочкой оттер их от реагента, в подмышки под свитер сунул и отогреваешь их минут 10. А телефонов сотовых тогда еще не было, ни подмогу вызвать, ни заявку дать.

Оператор меняет ремни.



А по весне вот такая подстава. Когда снег начинает подтаивать, лыжи уже не идут, потому что снег на них налипает и идешь на обход просто в валенках. И проваливаешься в этот рыхлый снег по самые помидоры (ну девчонкам где-то по пояс будет). И так 12 километров. Проклиная вся и всё и обещая, что обязательно сегодня же уволишься к чертовой матери с этой собачьей работы. А придешь с обхода, чайку горячего попьешь, согреешься, вроде успокоишься и не такая уж и плохая работа. Старожилы говорили «Кто переживет первую весну в операторах, тот потом обязательно станет настоящим нефтяником». Вот так я и стал нефтяником. И пережил еще одно лето, осень, зиму и весну.

А потом перешел в другую компанию и завертелось. Технолог, ведущий технолог, зам.начальника отдела, начальник цеха, потом Москва, немного Омана и Ливия, теперь вот Саудовская Аравия. Но всегда с такой теплотой вспоминаю те свои первые годы в нефтянке.

Бахрейн, Татарстан, Саудовская Аравия, нефтяник

Previous post Next post
Up