(06.11.2021) «Школьные» годы (школа в моей жизни).
Началась моя история с того, что мои родители вместе учились в Москве в педучилище на факультете математика/физика. Отец был прописан в Москве на 3-ей ул. Строителей, мама в МО, Подольский район, д.Новомихайловское. По окончании училища они поженились и поехали на о. Сахалин работать учителями (+ заработать на собственное жильё= зарплата (ставка) в то время на о. Сахалин была в 1,5 раза больше). Там они зарекомендовали себя, видимо, с отличной стороны, так что отцу (его там приняли в КПСС) предложили работу толи в РАЙКОМе, толи в ОБКОМе партии.
В 1955г. родился мой брат, а в 1960г. родился я. Весьма слабым (проблемы с желудком), но умереть мне не дали и спустя год мы покинули те трудные условия для проживания и прилетели жить к маминым родителям в пристроенном к их дому (на перечисленные с Сахалина деньги) нашем доме.
Мама сразу устроилась в местную школу, а вот отец потерял в непрерывности стажа (в последствии, чтобы получать повышенную пенсию он должен был переработать ровно те года, что они с мамой проработали на Сахалине) и вскоре устроился в Краснопахорскую школу.
Не знаю по каким причинам (наверное когда бабушка не могла за мной следить, а дедушка ещё не вышел на пенсию), но мама меня иногда брала в школу к себе на уроки, сажала на последнюю парту и я рисовал. Дети со мной на переменах играли.
Вскоре в посёлке построили новую школу и много «хрущёвок» и мы вчетвером переехали в «двушку», а родители устроились работать в новую школу. А через год я пошёл в 1-й класс.
Школа у нас была классная: 2 этажа, 2 крыла, большой актовый зал (был свой ВИА на заработанные школой деньги) со столовой, большой (самый большой в районе) спортзал под размеры стандартной баскетбольной площадки, «столярный класс» с мини- пилорамой (для 4-6классов), «слесарный класс» с токарными и сверлильными станками (7-8 класс), класс «тракторного обучения» (9-10кл) (девочки ходили учиться на доярок на ближайшую ферму), к школе был приписан трактор («полтинник»), был лингафонный кабинет (иностранные языки анг/нем), прекрасные кабинеты по физике и химии (часто делали лабораторные работы). Вообще мой год был первым в «кабинетной системе» обучения и новой программе по различным предметам. Мы тогда работали с логарифмической линейкой и таблицами Брадиса, черчение (7-9кл) с применением рейсфедера (тушь), ввели в учебный план астрономию (9-10кл), кабинет НВП был оборудован и стрелковым оружием и тренажёрами для обучения стрельбе, был собственный тир (под мелкашку на 25 м), ходили в ближайшую в/ч на стрельбище (карабин упр. №3)… Всё это было возможно, конечно, при огромной материальной поддержке нашего УЧХОЗа.
Учителя были Профессионалы: наша Михайловская школа гремела на весь район. Физвоспитание было на высоте: волейбольная и баскетбольная секции (баскет вёл мой отец), хоккейная коробка с раздевалкой + тренер от Учхоза, стандартное футбольное поле с трибунами + тренер от Учхоза.
Работали 3 группы продлённого дня, оборудованные настольными играми, спортивные соревнования «весёлые старты» 1 раз в неделю ( в одной продлёнке работала моя мама, вела кружок мягкой игрушки (сама прекрасно вязала и шила), делала доклады на секции в Подольске и принимала воспитателей продлёнок из других школ = «мастер класс» (как сейчас говорят). Отец славился подготовкой выпускников для поступления в ВУЗ (вёл в старших классах факультатив).
В 1977г. я окончил 10 кл и поступил в МОПИ им.Крупской на факультет математики. Среди «читающих» педагогов были знакомые (преподаватели) моих родителей, а декан факультета Воробьёв прекрасно помнил моего отца. Надо заметить, что на момент окончания школы я знал математику лучше учителей, включая моего отца (по его собственному признанию). И кроме того прекрасно понимал, КАК надо преподавать математику ученикам, чтобы до них доходило. Так что учёба в институте было время моего взросления, но никак не время получения навыков преподавателя математики. И по окончании (наконец) института я поехал в Чеховский район в сельскую школу…чтобы открепиться оттуда (т.к. не хотел торчать в сельской школе до 28 лет, скрываясь от армии, а хотел поскорее отдать долг Родине (1,5года) и иметь свободу выбора, кстати, в то время шла война в Афганистане как раз в период больших потерь). Мне пошли навстречу, дали открепительный, я (по знакомству!= известная в районе в среде учителей фамилия) устроился в г.Троицке (с условием, что после окончания службы приду работать в школу г.Троицка) сначала в «продлёнку», а через пол месяца в местную ДЮСШ (подменял учителей физ-ры когда они болели), принимал участие в организации спортивных мероприятий в рамках ДЮСШ. Перекантовался так 2 месяца и призвался на службу в СА. После службы, в августе 1983г. принял три 4-х класса во 2-ой школе г.Троицка. Классы были большие: 39,40,41 ученик. Такое начало имело плюсы: можно было делать «работу над ошибками», экспериментировать и закреплять методику преподавания. В этой же школе работала моя учительница физики, она и сосватала меня преподавать черчение, что я и делал с огромным удовольствием: я обожаю геометрию, стереометрию (курсовая была по сечениям) и черчение.
После армии, я (как и было договорено с заведующей ГорОНО) пошёл работать в школу учителем математики (там работала моя учительница физики/черчения/астрономии и она предложила меня + вести черчение в 8-х классах) и дали мне 3 из 4-х четвёртых класса (39,40 и 41 ученик) + классное рук-во в одном из них. Про учительницу физики чуть подробнее: она меня (как потом выяснилось при совместной работе) обожала= я прекрасно владел аппаратом математических вычислений (калькуляторов тогда не было) и мы в моём классе= «Б» успевали на уроке решить (а в физике решение задач= чистая математика) задач больше, чем в параллельном классе «А». И вообще она считала (а я физические формулы запоминал с трудом), что мне надо в пединститут на физику (теорию я знал прекрасно и даже вступительный экзамен (помимо математики письменной и устной) по устной физике сдал на «5» и получал стипендию на первом семестре= большая редкость), а не на математику. И чертил я здорово (а мы чертили и тушью= рейсфедером), особенно сечения (потом в институте курсовая у меня была по сечениям), вот и пригодилось потом в школе= преподавать. В 8-м классе мы чертили сечения= «вырезали» у шара 1/8 часть= ученикам нравилось, правда уже в то время тушью не чертили и логарифмическую линейку не проходили. По опыту первого года преподавания черчения (ученики ватмана почти не имели= чертили в тетрадях= так у них в 7-м классе было заведено, карандаши/линейки/транспортиры/ циркули = были у единиц), когда я преподавал уже у «своих» я придумал одну штуку= купил «козьих ножек», карандашей (затачивал их), линеек, транспортиров (ватман заставил иметь всех, а если что= брали у друзей Вставка: тогда была практика «дежурства по классу»= с мытьём полов в кабинете после уроков и если дежурный(ая) был один, то я спрашивал у него: «кто твой друг?» и они дежурили вдвоём) , выкладывал всё это на учительский стол и говорил, чтобы брали у кого чего нет= забыли взять, а некоторым (злостным забывателям) оставлял насовсем= правда они потом возвращали. Скоро на уроках все были с полной амуницией (забывали по-настоящему очень редко) и уроки проходили в работе (очень жаль, что черчение было только раз в неделю= прекрасный предмет для формирования пространственного воображения) и интересно. В школе я ни с кем особенно не сдружился= физруков (были 2 мужчины и женщина= в «моём» классе) иногда посещал на перемене= в баскет постучать, но они были курилками, а я тогда курить типа (мог за компанию) бросил. Ещё я ходил играть в волейбол с учителями по вторникам и пятницам, ещё к нам приходили пятеро (мужья учителей или родители учеников) мужчин и было иногда ничего так. Но т.к. я в школе ходил на секцию волейбола и играл весьма прилично, то мне было скучновато. А вот в бассейн несколько раз со «своими» + один физрук я ездил в спорткомплекс (у ребят вместо физ-ры были уроки плавания) ЦСКА= мы с физруком ныряли с 5-ти метровой вышки (я студентом ходил на плавание, а он в институте по плаванию специализировался) и даже с 10-ти метровой (сначала страшно, но потом даже вкайф). А так я держался особняком, потому, наверное, и легко покинул школу (в зимние каникулы), правда с некоторой (мягко сказано) обидой. Дело в том, что я преподавал математику с 4-го по 8-й в трёх классах из 4-х, набрали потом три 9-х, а мне дали всего один (при том и из «Г», в котором я не вёл). А два других взяла себе типа специалист (она завучем работала + связи с нашими городскими компьютерщиками= они делали ей распечатки с графиками и т.д.= типа пособия по математике) по выпускным классам. Меня это сильно заело: Отступление: я вообще-то в математике всегда (когда выпускался из школы, то математику знал лучше учителя, и не просто знал, а знал, как надо её правильно преподавать, чтобы ученикам было понятно) был силён =даже задачи по м/ународной олимпиаде= они печатались в журнале «Математика в школе»= отец выписывал= решал (правда не так быстро как было нужно, а один раз решение пришло во сне= до того мозг был загружен задачей). А наша главная по секции математиков придумала один раз (в мой первый год= 4-е классы) сделать для математиков типа контрольной работы по программе 9-10 кл. Я решил первым (почему она думала, что я математику старших классов знаю не на отлично?), она так удивилась… В общем я на них= директор (тоже математичка) + завуч (эта типа спец) сильно обиделся, а потом и прежние нестыковки сложились в уход из школы. Отступление: с коллективом у меня не сложилось по трём моментам: 1. Не пошёл на Первомайскую демонстрацию с классом= сказал ученикам, что у меня семейная традиция на Майские работать на участке и что если у них тоже есть такое, то могут не ходить, а если хотят, то могут и с родителями сходить. Получил выговор, но опротестовал его (съездил в Москву к юристам и привёз от них выписку из законодательства) и выговор сняли. Потом был случай (второго такого раза уже не было= не трогали): надо было просто «посидеть» с классом в котором проводилась городская проверочная работа (учитель этого класса присутствовать не должен= сидела в учительской и делала свои дела, а я припёрся (школа в две смены работала) из дома, бросив свои дела) ничего не делая, как истукан, да и проверочная была по иностранному языку. Потом на ближайшем педсовете я сказал, что больше на такое мероприятие не пойду, что некоторые учителя (+ физруки) той смены имели «окна» и могли бы посидеть и нечего было меня срывать из дома. Педсовет большинством голосов меня осудил, но больше по этому поводу не трогали. А третий момент был, когда на педсовете по 8-м и 10-м классам (типа выпускным) утверждались те ученики, которые к экзаменам не допускались. Отступление: наш город ранее назывался Академгородок и имел 7 (так говорили) научных учреждений. Я знал четыре= ИФВД (институт физики высокого давления= типа делали из графита алмазы), ИЯИ = институт ядерных исследований = типа даже был свой небольшой реактор, «Магнитка»= филиал Курчатовского (МИФИ)= размагничивали во время войны корабли (технологию разрабатывали), ИЗМИРАН (институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн академии наук) наблюдали за небом (два телескопа + ещё антенны всякие). Академгородок расширялся, отстраивался (я в общаге жил с прорабом одного СУ= Ю. Он страдал болезнью суставов ног= профессиональное и занимался по утрам и вечерам йогой= асаны разные, и я так же пристроился. Занятия йогой я практиковал в 9 классе, когда в журнале «Наука и жизнь» = отец выписывал =прочитал про хатха-йогу (дыхательные упражнения) и к лету уже натренировал лёгкие до 2 минут задержки дыхания, что дало мне возможность дальше всех нырять и лучше всех играть в салочки на воде. Так же в журнале были и асаны= позы для тела= я привёз журнал в общагу и Ю. кое-что дополнил к своим занятиям, а я выбрал доступные для себя= всегда было трудно делать растяжки, так что «лотос» остался недоступен, а вот «рыбу» домучил. В классах ученики были= дети научных сотрудников + дети строителей. Очень разный состав= от умниц до двоечников. И перед устным экзаменом по геометрии в 8-х классах я сделал для слабых учеников такое условие допуска до экзаменов= выучивают 5 первых билетов (из 22), без задач, только теория, сдают мне и тогда допускаю до экзамена. Все «двоечники» (человека 3-4) выучили, сдали и успешно окончили 8 классов, но одна девица не стала и на педсовете по допуску до экзаменов я (изложив коллективу договорённость про 5 билетов) вышел с предложением оставить её на второй год= всё по честному. Коллектив со мной не согласился и её допустили до экзаменов. Мне в то время было важно, чтобы учителя приняли коллективное решение, а я (ученики стояли под дверью и всё слышали) сдержал своё слово= поставить вопрос о недопуске до экзаменов в случае нарушения договора=5 билетов. И когда мне не дали (всего один класс из трёх) довести и выпустить «своих» учеников, то желание учительствовать в этом коллективе для меня сильно упало + маленькая зарплата= 120 руб= 18 часов в неделю + классное руководство + проверка тетрадей= и я уволился из школы. О чём совсем не жалею= видно это было и есть не моё= ведь учитель- предметник должен быть ещё и воспитателем, а мне уже тогда люди начали надоедать, а с таким отношением к обучению работать с людьми (особенно школьниками) нельзя.