Как делают эмалевые циферблаты в Швейцарии

Jan 07, 2017 07:01

Медный диск, посыпанный перетертым до состояния пудры стеклом, запекается при 800 °C. А потом еще раз. И еще. И еще. И каждый раз мастер знает: именно сейчас все может сорваться, треснуть, расколоться. В брак обычно уходит 70% продукции. Так делают циферблаты.




Мы в городке Ле-Локль во французской части Швейцарии, в небольшом здании на улице Л’Авенир, в тепле и сухости, хотя снаружи проливной - привычный для этого региона - дождь. Клод-Эрик Жан, директор компании Donzé Cadrans S.A., с горящими глазами рассказывает о деле своей жизни - производстве эмалевых циферблатов. Впрочем, первым делом он показывает нам дисковый номеронабиратель от старого телефона. «С этого мы начинали», - говорит он.



Циферблаты здесь делают точно так же, как и в начале 1800-х. Но - вот удивительно! - компания Donzé Cadrans была основана мастером по эмали Франсисом Донзе менее полувека назад, в 1973 году. Сегодня она делает эмалевые циферблаты для различных брендов, но входит в состав часовой мануфактуры Ulysse Nardin. Почему же не используются современные станки, лазерная гравировка и резка? «Потому что, - отвечает Жан, - хайтек тут не работает. Здесь нет никакой принципиальности - если бы существовала техника, способная заменить человека в этой области, мы бы тут же ее купили.



Белая эмаль

Все начинается с медной заготовки - простого металлического кружка с двумя направляющими крепления с оборотной стороны. Мастер кладет его на специальную подставку и насыпает эмаль. Да, именно насыпает, как из солонки. В одной руке у него деревянная емкость с отверстиями, в другой - деревянная палочка. Удар - и немножко похожей на песок белой субстанции ссыпается на заготовку.

Первым слоем эмалируются обе стороны заготовки. Обратная - грубо, без особой тщательности. Она работает «противовесом», так называемой contre-émail, контрэмалью. При нагревании эмаль стягивается, стремясь изогнуть заготовку, а слой с другой стороны мешает это сделать. Сама заготовка изначально не плоская, а куполообразная - с теми же целями, это так называемая предварительная деформация. После тепловой обработки циферблат выпрямится.



Существуют сказки, говорит Жан, про «холодную эмаль». Так вот - такого не бывает. Вся работа с эмалью происходит при температурах свыше 600 °C (они называют это термином grand feu, «большой огонь»). Десять-двенадцать заготовок отправляют в печь и извлекают оттуда через считаные минуты. Иногда мастер может отправить циферблаты на «досушивание». И так делается с каждым слоем - первым, вторым, вплоть до пятого. Последнее «запекание» - уже с нанесенной с помощью специального клише черной эмалью, формирующей картинку, цифры, часовые метки.



Во время любой из сушек эмаль может треснуть. Поразительно, но этого чаще всего не видно снаружи - зато легко можно обнаружить по звуку: эмаль без внутренних трещин звенит иначе. И даже будучи такой хрупкой, ведь по сути это толченое стекло, под стеклом часов она может прослужить несколько столетий. В самом конце циферблат обрезается по размеру: заготовка больше, поскольку по краям эмаль тоньше и может потрескаться или обгореть.

Удивительно, но циферблаты делают всего шесть человек в одной небольшой мастерской. На память Жан дал нам несколько бракованных экземпляров, напоминающих мягкие часы Сальвадора Дали.



В мастерской делают также заказные, уникальные цветные циферблаты ручной работы в одной из трех специфических техник - flinqué, cloisonné и сhamplevé, предназначенных не для меди, а для золота и серебра. Тонкостей множество - например, нанесение одной и той же красной эмали на серебро дает коньячно-оранжевый оттенок, а на золоте цвет остается рубиново-красным.

Технологии цветных циферблатов

Flinqué (эмаль на гравировке)

На серебряную или золотую заготовку вручную наносят тончайший орнамент в виде сети волнистых линий - гильош (как на бумажных купюрах). Затем поверх гильоша кисточкой накладывают цветную эмаль (обычно в четыре слоя, запекая каждый по очереди при 820°С). Техника применяется для получения рельефных одноцветных циферблатов.



Сhamplevé (выемчатая эмаль)

В этой технике, известной уже почти 2000 лет, работают два специалиста - гравер и мастер по эмали. Гравер наносит изображение - это занимает порядка 15 часов, а второй специалист заливает эмаль в ниши рисунка. Результат затем полируют, получая плоский рисунок с заметным 3D-эффектом.



Сloisonné (перегородчатая эмаль)

Самая сложная техника. Рисунок не гравируется, а выкладывается тончайшими золотыми проволочками шириной до 0,07 мм и высотой 1 мм на золотой основе (серебро не подходит из-за температурных свойств). Образованные проволокой участки заполняются различными эмалями. Суммарно такой циферблат делается более 50 часов, выдерживая до 12 последовательных запеканий. В брак уходит около 30% работы.



Автор - Тим Скоренко
Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!



Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!









мастерская, Швейцария

Previous post Next post
Up