Что такое подготовка самолета к вылету? Это пит-стоп в формуле1 и квартира после вечеринки за полчаса до приезда родителей в одном флаконе. Десятки специалистов, служб, агрегатов и механизмов всего за считанные минуты успевают заправить лайнер топливом и водой, почистить салон, погрузить багаж и еду и проверить техническое состояние. И все это называется хэндлинг.
Хэндлинг (от англ. ground handling) - наземное обслуживание авиарейсов.
Такая спешность в работе не прихоть, а экономическая предопределенность. Самолет зарабатывает деньги, когда он в воздухе, когда он на земле, он эти деньги тратит. Чем меньше времени борт проводит на земле, тем больше он в воздухе, а значит приносит бОльшую прибыль. Время между посадкой и взлетом, затраченное на подготовку судна, называется временем разворота.
Согласно стандартам западных операторов, время разворота воздушного судна типа Airbus A320 между взлетом и посадкой составляет не более 30 минут. Вот такая вот несправедливость. В начале, в течение нескольких часов, двести человек усердно крошат печеньки, засовывают фантики в щели, лепят жвачки на подлокотники и проливают кофе, а потом бригада наземного обслуживания из нескольких хрупких женщин опять наводит шик, блеск и красоту.
Необходимое уточнение: для разных рейсов выполняются разные виды наземного обслуживания. Например, обслуживание самолета, который только прилетел и никуда не летит сразу (прилет), обслуживание самолета, который какое-то время находился на стоянке и готовится к рейсу (вылет) и разворотный рейс, т.е. самолет прилетел и сразу же готовится к новому вылету и необязательно в то же место, из которого он прилетел.
Главным действующим лицом на перроне является супервайзер.
*Супервайзеры - специалисты, координирующие процесс наземного обслуживания, являясь при этом связующим звеном между авиакомпанией и соответствующими службами аэропорта.
Всего в списке обязанностей супервайзера 36 пунктов. Это полный цикл наземного обслуживания рейса, в том числе, осуществление контроля загрузки и центровки ВС, заполнение и контроль перевозочной документации, организация обслуживания рейсов деловой авиации и т.д., и т. п.
Как только борт причаливает на стоянку, его тут же заземляют. Вот для чего нужны эти красные мишени на бетоне.
Глушатся двигатели, и к их осмотру приступает техническая служба, вдруг какой - нибудь нелегал спрятался.
Когда все пассажиры покинут салон, а бортпроводники проверят его на наличие забытых вещей, в дело вступают менеджеры клининговой службы, они же уборщики.
Сажусь на "хвост" к парню с навороченным пылесосом Nilfisk GD930.
Электричество в самолете ресурс дефицитный, а значит, при возможности используют энергию с "большой земли". Модный пылесос включили в розетку в тамбуре телетрапа. Я же стараюсь пройти дальше в салон. А там... если скажу, что там дикая движуха, то значит, ничего не скажу.
"Куда по мытому!!" - этот окрик заставляет вздрогнуть и первоклассника в школе, и президента в Кремле.
Уверяю, что у меня даже в мыслях нет погрызть печеньки, а семки я на дух не переношу. Отношение меняется на благосклонное, и мне даже позволяют пройти дальше в салон.
На задней "кухне" плотность обслуживающего персонала на эти четыре квадратных метра просто зашкаливает, я насчитал семь человек. Все чего-то двигают, переставляют и перекладывают, и главное все на позитиве!
Как оказалось, в разгаре приемка бортпитания и напитков. Все это считается, проверяется и заносится в журнал.
Сиденья чистят, ковровые покрытия пылесосят, сафетикарточки проверяются на наличие.
И все это с фирменной уральской улыбкой. Алена - красавица!
За бортом, тем временем, кипит не менее напряженная работа. Топливо нужно заправить, воду залить, багаж загрузить, касалетки... тоже загрузить.
Вот через этот штуцер всего за минуту в бак попадает почти тысяча литров керосина.
Багажное отделение уже готово принять то, что еще совсем недавно заботливо обматывали скотчем и пищевой пленкой.
Не удержался от соблазна и заглянул внутрь... Ничего необычного.
По другую сторону крыла автолифт грузит бортпитание, напитки, журналы, пледы и подушки.
Напутственный взгляд напоследок, и дверь закрывается.
В черных мешках лишь малая часть того, что оставляют после себя пассажиры в салоне.
Все, подготовка закончена, наземные службы покидают салон. У меня же есть возможность забраться в соседний борт, который встал на C-check. Си-чек, это тоже обслуживание, но уже с большим погружением в материал. Тут со временем по свободней, и с атмосферой на борту поспокойней.
Вместо уборщиц и супервайзеров на борту техники-инженеры. Вдумчиво и не торопясь они проверяют, как общее техническое состояние лайнера, так и работу всех его систем.
На мой вопрос, что же доставляет наибольшее беспокойство в самолете, техники дружным хором ответили - кресла. "Прыгают на них пассажиры, что ли, не знаю," - Андрей Николаевич был преисполнен недовольства, - "а один блок кресел для бизнес-класса стоит, между прочим, больше миллиона рублей! То ли дело, когда у нас были Ту-154. Там кресла, конечно, попроще стояли, зато неубиваемые".
С печками ситуация наоборот. Тут Эйрбас полностью переигрывает старенькие Туполя. Единственное, что досаждает, так это срабатывающие автоматы перегрева. Чтобы их привести обратно в рабочее состояние нужно полкухни развинтить.
Конечно же техники руководствуются не только своей интуицией, опытом и Наставлениями по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ ГА-93), но и журналом технического состояния судна. После каждого полета экипаж вносит туда все свои хотелки и ябеды на самолет. Что где скрипит, не горит и не закрывается. Буковки NIL означают, что замечаний нет.
Видимо, так положено по инструкции, но борт запитан не с земли, а от собственной вспомогательной силовой установки. Вот тут на дисплее мне показывают из какого бака, каким насосом и через какие вентили идет топливо к ВСУ. Также можно узнать, что в крайнем полете борт скушал 3510 кг керосина, и баках еще осталось 2380, температура топлива +4, а его плотность 0.7.
Вот все это пилотское хозяйство и предстоит проверить инженеру. Дело это ответственное, потому я решил больше не злоупотреблять гостеприимством и откланялся.
И вам спасибо за внимание.
Взят у
zzaharr в
Как "разворачивают" самолеты Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта
Как это сделано Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!