Морской ставной невод

May 05, 2015 23:15



Ставной невод, как пишут в книжках, относится к «пассивным орудиям лова», т.е., после того, как его установят - рыбу он "ловит сам". Принцип действия основан на использовании свойства лососей возвращаться после морского нагула в родную реку. В начале лета рассредоточенный в местах морского жора лосось начинает сбиваться в косяки, и дуром прет к своим рекам. До сих пор толком неизвестно - каким, таким GPSом пользуются рыбы, но реки, где, кто родился, лососи находят за тыщи километров.

При подходе к родным берегам и в поисках своей реки, стада лосося прижимаются к береговой линии - тут-то их и встречают ставными неводами. Вдоль берегов Камчатки, если не изменяет память, «нарезано» около 400 участков для установки морских неводов. Но, как и в любой рыбалке - участки участкам, большая рознь… Естественно, самые «вкусные» места возле устей рек - там рыба никогда мимо не продет. Однако ближе 2-х км до устья ставить невод запрещено, и между неводами расстояние должно быть не менее 2-х км.

Сам невод конструктивно из себя представляет «крыло» (стенку из сети, уходящую перпендикулярно от берега в море где-то на 1 км) и «ловушек» на морском окончании крыла (системы типа «ниппель» - лабиринта с узкими входами и стенками и дном из сплошной сети с ячеей около 30 мм).



Принцип работы до тошноты прост - лосось, идущий вдоль берега натыкается на препятствие (крыло), начинает его обходить… утыкается в ловушки и все… Остается только «перебрать» невод, согнать рыбу в один конец и «перелить» ее в «прорезь» (баржу без дна, затянутю сетью, чтоб рыба там жила подольше) или «садок» (глухая загородка из такой же сети, примыкающая к ловушке). В прорезях на буксире рыбу сдают на переработку - на свой завод на берегу, или «в море» на рыбоперерабатывающие суда. Пароход, опять же, бывают свои (хозяйские), или левые, куда рыбу сдают по договору. В зависимости от «урожайности», цена вопроса колеблется от 60/40 (60% выручки от рыбы «добытчикам» и 40% «приемщикам»), до наоборот - 40/60 (это, когда рыбы, как грязи, и девать ее некуда). Считается по-справедливости, если 50/50%.

Ниже, несколько гаденьких фото с такой рыбалки в предыдущем году:
Вид на невод с прорези со стороны садка. Железная лодка справа, это «сабунка» - используется для смотрения за обстановкой (зашла ли рыба) и мелкой починки сетей. На дальнем плане «переборочник» на котором бригада рыбаков перебирает невод (сгоняет рыбу в глухой конец).



Переборка невода на стадии завершения.



Переборка завершена и подготовка к «заливке» прорези.





Заливка прорези.







Прорезь залита.



Босс руководит процессом.



Транспортировка прорези к приемо-перерабатывающему судну (плавбаза «Содружество»)



Вид на катер и прорезь с палубы плавбазы.



Вид на палубу с носовой надстройки.



Простота «теории» такой рыбалки совсем не гарантирует то же самое на «практике»… Только установка ставного невода требует 2-3 недели (при условии хорошей погоды и спокойного моря). Помимо доставки и «приведения в рабочее состояние» самого шмурдюка (сетей, тросов, концов, буев и т.п.), требуется накопать и заготовить в районе промысла около 2000 (двух тысяч!!!) мешков с песком для огрузки оттяжек, которыми закрепляется вся конструкция невода… Вывезти с берега в море и «утопить» эти самые мешки, «пучками» по не более 50 шт. за раз, потому, как если побольше, то может перевернуться судно. И такие случаи, к сожалению, были...

Сам невод нужно не только установить, но еще и настроить, почти как рояль - отрегулировать габариты, высоту и размеры «проходов» и все такое. Как и любое «тонкое дело», настройка невода требует не дюжего мастерства, если не таланта… Поэтому хорошие бригадиры, ответственные за установку невода и рыбалку, ну оччченеь высоко ценятся и хорошо оплачиваются.

Однако, поймать много рыбы, это хоть и условие необходимое, но еще не достаточное для успешной рыбалки - всю рыбу нужно хорошо пристроить (переработать на своем заводе или сдать на приемщик на выгодных условиях).

Только, чтобы «отбить» затраты на постановку невода и хоть что-то заплатить рыбакам, нужно поймать не менее 200 т лосося. А в целом, «производительность» такого невода, при хороших условиях (подходы рыбы, спокойная погода и т.п.), позволяет взять за путину 1000 и даже больше тонн.

И, вот… Подошла на Колпакова бригада, с которой я должен был работать по научной квоте. С первого взгляду рыбаки, как рыбаки - все на словах матерые (круче, только яйца). Бригадир, правда, смутил маленько - молодоват… и с харизмой как-то слабовато… Зато мужики прибыли на оч ловком МРС-80 (малый рыболовный сейнер). На нем же и жили (7 чел в кубрике и 6 в приспособленном для жизни трюме), им же и обслуживали невод.
Удобства с кормы, столовая на крышке трюма.





Базировались в лимане реки. Частенько на "огонек" и беляши из ливера нерпы заглядывал Михаил Николаевич (на фото ниже)



Наш участок под невод самый «шоколадный» - первый от устья р. Колпакова на север. Центральник и раму под невод мужики поставили загодя - осталось только повесить «тряпки» (сети), что без проблем и сделали за несколько дней. Погода шептала - море, как зеркало.

Как только выставили невод, сразу пошла и рыба. Завала еще не было, но за пару дней тонн 30 в садок согнали. А вот со сдачей улова возник напряг… Судно, с которым был заранее заключен договор о совместной работе, в район промысла еще не подошло…

Живая рыба в неводе может нормально «пожить» дня 2-3, и если ее не «подчищать», то дохнет и ложится на дно, намертво приваливая невод своими трупами. Если такое произойдет, то проще порезать ловушки и сшить заново, чем вручную пытаться выбросить ее наружу.

«Тянуть» со сдачей рыбы дальше уже было некуда, и представитель компании принял решение тащить прорезь в Соболево, вернее в устье р. Воровской (у фирмы в Соболево свой рыбоперерабатывающий завод). А пути по морю только от устья р. Колпакова до Воровской около 60 км… Как правило, такие прорези далее 3-5 км не таскают… В море ж волна… рыбу пошоркает, вымоет… Опять же скорость - с прорезью на привязи, ход не более 3-4-х узлов.

Поскольку деваться было некуда - пошли в Соболево. Тронулись с утра и часам к 7-ми вечера подошли к устью Воровской… а заходить нельзя - отлив. Еще часа три поболтались напротив устья, и когда «подошла» вода, тронулись заходить. К этому времени уже сгустились сумерки, но в принципе, более-менее видимость была.

Преодолевая упругое встречное течение фарватера, наш МРС с прорезью на привязи медленно втягивался в реку. И когда уже показалось, что все - устья прошли, дрожащее от напруги всех лошадиных сил суденышко, потряс крепкий боковой удар (аж чуть не повалились с ног)…!!!?

Пока в недоумении пытались выяснить причину подводного "хука справа", из трюма начали выскакивать мужики и выбрасывать оттуда на палубу свои матрасы и пожитки. Оказалось, что от удара образовалась пробоина (размером с сапог), с которой со страшной силой хлестала забортная вода!!!
Трюм на глазах заполнялся водой, в которой вперемешку плавали дрова, носки, одежда… Не прошло и несколько минут, как мужики в трюме уже суетились в воде по пояс … и она прибывала…!!!

Попытки затолкать пробоину матрасами и тряпьем результатов не дали, поскольку из-за нар и внутренней обшивки туда не подобраться…

Благо пробоина на 10 см «не достала» смежного машинного отделения и судно оставалось на ходу. Вовремя успели позвать по радио на помощь. С ближнего пирса подскочил МРС-150 и отстегнул нашу прорезь с рыбой. Налегке и максимальных оборотах, ломанулись в берег. И когда до воды с палубы уже можно было коснуться рукой - Слава Богу, уткнулись в мель.
Пронесло...

PS. Прошу прощения за качество фото - камеру " утопил" по дороге...

© И. Шатило

Камчатка, рыба

Previous post Next post
Up