Leave a comment

lx_photos April 22 2016, 03:52:00 UTC
Финляндия давно стала эталоном ведения лесного хозяйства. Еще в 1886 году в ней был принят закон о том, что на месте вырубок необходимо высаживать новый лес. Как считает институт лесного хозяйства Суоми Metla, последние 30 лет были для лесного хозяйства страны весьма удачными. С 1975 года ежегодный прирост товарной древесины в стране вырос с 50 до 104 миллионов кубометров. Лесозаготовки сейчас составляют около 71-73 миллионов кубометров (в 1975 - около 45 миллионов кубометров). Таким образом, вырубка лесов в Финляндии нисколько не истощает лесной фонд. По данным Metla, за последние 20 лет запасы товарной (спелой) древесины в стране выросли на 40% и объем древесины, годной к заготовке, превысил 2,2 миллиарда кубометров (при нынешних темпах лесозаготовок этого хватит на 20-25 лет работы без лесопосадок и без учета норм расчетной лесосеки, если считать огульно).
В России, для понимания, ежегодно заготавливается около 130-135 миллионов кубометров древесины ежегодно (то есть, крошечная Суоми заготавливает леса лишь в 1,8 раза меньше, чем гигантская Россия). В большинстве случаев вырубка леса производится варварскими методами, проблемой лесовосстановления мало кто беспокоится, и это привело к тому, что большая часть доступных лесных угодий в стране уже серьезно деформирована. Так, по данным ученых, запасы древесины в спелых лесах в России оказались даже ниже, чем в приспевающих. Особенностью российской лесной отрасли является недоступность большей части ее лесных богатств. Но зато там, куда добираются лесорубы, уничтожается все под чистую.
К примеру, в относительно доступной для порубщиков (по сравнению с рядом районов Коми или Архангельской области) Мурманской области интенсивная вырубка привела к тому, что запасы спелой древесины в тамошних хвойных лесах вышли на уровень продуктивности древостоев лесотундры.

В Карелии общие запасы древостоя составляют 943 миллиона кубометров, из них спелых - 415 миллионов кубометров (в 4 с лишним раза меньше, чем в Финляндии, хотя ее площадь больше Карелии всего в 2 раза, при этом из нее надо более трети, приходящуюся на тундру и лесотундру, откинуть). Еще хуже в Карелии обстоит дело с годовым приростом древесины - он почти в 7 раз ниже, чем в соседней Финляндии (14,5 - 15 миллионов кубометров в год). Заготовка древесины в Карелии в 2010 году составила около 5,4 миллионов кубометров. На объемы лесозаготовок также накладывает отпечаток и слабость сети лесных дорог - в среднем, она в 6 раз ниже по плотности, чем в Восточной Финляндии. Примечательно, что в 50-80-х годах прошлого века леса Карелии сводились совершенно хищническим способом - по 25-30 миллионов кубометров, что в 2 раза превышало их уровень восстановления. Такая же ситуация, кстати, была и в целом по России - ежегодно в ней вырубалось при СССР до 300-350 миллионов кубометров леса, что вдвое превышало его естественные показатели прироста.

Ежегодная заготовка древесины в Карелии с 1 гектара леса составляет в среднем около 0,7-0,8 кубометров (по данным за 2004-2005 годы, в 2010 году ситуация принципиально не изменилась), что в почти 4 раза ниже, чем в Финляндии (2,8 кубометра с гектара). Правда, в среднем по России показатели еще хуже - 0,15-0,2 кубометра. На 1 гектар вырубаемого леса в Финляндии вкладывают в виде лесовосстановительных, мелиоративных и т.п. работ до 40 тысяч евро в среднем за цикл в 15-20 лет, а благодаря современным технологиям лесопосадок и семенным центрам (которые в России только создаются) финнам удается выращивать повторно леса на треть или даже более быстрее, чем в России. В Карелии на гектар вырубаемого леса инвестируется в плане его восстановления в лучшем случае несколько сотен евро за цикл (чаще - вообще ничего не тратится).

Reply


Leave a comment

Up