Оригинал взят у
kajaleksei в
О государственной собственности январь 19, 2022, 20:26
Задумался как-то над парадоксом, что одной из существенных внутренних уязвимостей СССР (в первую очередь - позднего СССР) оказалось чрезмерное изобилие государственной собственности. Злоупотребление этой формой собственности.
Мало того, благодаря опыту позднего СССР государственная собственность стала в массовом сознании практически неотъемлемым свойством социализма вообще. Стала как бы ассоциироваться с социализмом.
Хотя, на самом деле, государственная собственность прекрасно может существовать и при капитализме, и трудящимся это ничего хорошего не сулит. Даже наоборот...
Потому что государственная собственность при капитализме - почти ничем не отличается от частной. Вся прибыль от эксплуатации рабочих все равно присваивается и делится между представителями господствующих классов.
Единственное, что таким образом фактические владельцы этой собственности могут легко национализировать накопленные убытки, модернизировать производство за счет государственного бюджета (за счет всего народа и своих более мелких коллег-капиталистов, фактически), а затем - вернуть свою собственность обратно и приватизировать прибыль. Поэтому, даже тогда, когда эта собственность формально становится "государственной" ее истинные владельцы не спускают с нее глаз...
А вот при социализме - государственная собственность многими людьми, даже рабочими, которые ее использовали, неизбежно воспринималась (и всегда будет восприниматься), как - ничейная. Т.е. такая, которая не требует заботы и внимания. В результате, такую собственность паразитам оказалось очень легко разбазарить, разворовать, а затем - отнять и поделить. Как это и произошло с нами в "святые" 90-е. Когда будущие буржуи нагло разворовывали и уничтожали нашу общенародную собственность и никто не мог им помешать.
А вот сохранять и приумножать государственную собственность - оказалось очень трудно. Что, в конечном счете, в свое время, привело к значительному снижению темпов роста советской экономики в позднем СССР, а теперь дает буржуинам повод нагло утверждать об экономической несостоятельности социализма вообще. Причем, в позднем СССР, даже негосударственные коллективные формы собственности, во многом были подчинены интересам государства, и в народном восприятии уже практически не отличались от государственной собственности. Зачем это делалось - отдельная большая тема...
Для того чтобы впредь не допустить повторения подобных ситуаций, необходимо понимание, что при социализме необходимо как можно шире использовать механизмы коллективной собственности, так же, как это делалось в рамках сталинской экономической политики. Т.е. упор нужно делать на артели и колхозы. Чтобы каждый работник ясно понимал, что именно он является владельцем своих орудий труда, чтобы он их ценил и берег, готов был в любой момент сражаться за них. Государственная собственность должна использоваться только там, где это действительно необходимо.
Забавно, но каким-то странным образом даже многие из коммунистов стали воспринимать тотальную государственную собственность при социализме, как нечто естественное и само собой разумеющееся. Здесь нужно ясно понимать, что в рамках социализма - все производственные ресурсы, вся собственность, кроме личной собственности, всегда принадлежит всему народу, являются общенародными, но формы (способы) распоряжения народом своей собственностью могут быть самыми разными. Государственная собственность - это лишь частный случай такого распоряжения, но далеко не единственный и далеко не всегда самый подходящий, с практической точки зрения. Социализму не противоречат никакие формы собственности, кроме частной (нечестной).
Кстати, запрет частной собственности не является какой-то странной прихотью коммунистов, как думают некоторые современные обыватели. Это важнейший элемент защиты завоеваний революции, делающий практически невозможным ползучую реставрацию капитализма (без катастрофического контрреволюционного переворота, типичный образец которого мы наблюдали в "святые" 90-е годы). Главное неформальное отличие частной собственности от всех прочих, это возможность извлекать из нее нечестные, нетрудовые, доходы. Или же тот факт, что она была приобретена на нечестные, нетрудовые, доходы. Любая собственность превращается в частную, если владелец извлекает доход из своего права владения ей (а не зарабатывает своим трудом).