Оригинал взят у
kajaleksei в
Про электромобили 2 октябрь 26, 2019, 20:06
Когда-то написал заметку
"Про электромобили" и на этом практически закрыл тему (для себя), но недавно репостнул текст в Дзене и с удивлением обнаружил, что на этом свете есть люди, которые искренне (как мне показалось) не понимают, почему КПД электромобиля такой же или ниже, чем обычного автомобиля с ДВС. Почему-то (видимо, благодаря усилиям "зеленых бесов") некоторая часть публики утвердилась в мнении, что электромобили, в целом, экономичнее, чем авто с ДВС.
Сформировался этот миф из-за нескольких типичных ошибок мышления, сознательно провоцируемых и прямо насаждаемых зелеными бесами:
1. Момент производства электроэнергии вообще игнорируется. Т.е. как бы считается, что электричество само по себе возникает прямо в розетке и экологический вред от его производства отсутствует вовсе.
2. Электричество может быть экологически чистым - ветряки, солнечные батареи... Вот это вот все. Про EROI такая публика ничего не слышала или имеет об этом искаженное представление.
3. Приукрашенное представление о КПД электрогенерирующих мощностей. При этом, тепловой КПД ТЭЦ (~80%) путается с суммарным (электрическим) КПД ТЭС (практический КПД - 36-39%).
Дело в том, что большая часть мировой электроэнергии производится на ТЭС и поэтому потребление электромобилей, в конечном счете, сводится к сжиганию органического топлива. О возобновляемых источниках электроэнергии говорить здесь не имеет смысла, в связи с тем, что EROI большинства из них (с учетом всего жизненного цикла) меньше 1, т.е. фактически все они не являются первичными производителями электроэнергии (кроме ГЭС). В случаях с ТЭЦ попутная тепловая энергия утилизируется с пользой лишь частично, или вообще никак, учитывать ее в общем случае не имеет смысла. Практический электрический КПД типичной ТЭС - 36-39% (бывает больше, но редко и ненамного).
Кроме того, при доставке потребителю часть электроэнергии неизбежно теряется в линиях электропередач и в трансформаторах, при преобразовании напряжений. Средний КПД системы доставки электроэнергии потребителю - 80-85%.
При использовании в электромобиле, электроэнергия теряется: при циклах зарядки-разрядки, хранении и преобразовании в механическую энергию (в электродвигателе и трансмиссии). Таким образом, суммарный КПД самого электромобиля от 50 до 90%. Разница возникает из-за состояния аккумуляторов, режимов их зарядки-разрядки, температуры окружающей среды и т.д.
Таким образом, суммарный КПД (использования органического топлива) для электромобиля составляет, теоретически: от 15% (по минимуму) до 30% (по самому максимуму, недостижимому на практике), а значит, даже в самом лучшем случае, электромобиль ничуть не экономичнее обычного автомобиля с ДВС, а в худшем или типичном случаях, его КПД существенно ниже. Поэтому, суммарный вред для планеты Земля от электромобилей всегда будет выше, чем от обычных автомобилей с ДВС (особенно, с учетом всего их жизненного цикла).
Правда, некоторая польза для экологии здесь может наблюдаться, но только в тех странах, которые электроэнергию импортируют, в той или иной форме, экспортируя таким образом экологический вред в страны поставщики электроэнергии. А так же в крупных непромышленных (деиндустриализированных) городах, воздух в которых, при тотальной электромобилизации, станет существенно чище... за счет всей остальной страны и/или других стран мира.