Обратил внимание на забавный эффект возникший в ВПК в последнее время. Дело в том, что в рамках ГОЗа предприятиям оплачивается не результат, а выполнение конкретных работ. И представители заказчика за этим бдительно следят. С каждым годом - все бдительнее и беспощаднее.
В результате возникает забавный конфликт, когда разработчикам не выгодно ничего заимствовать. Не только у других предприятий, но даже у самих себя.
Лучше разработать что-то заново, чем использовать (легально) свою собственную разработку, сделанную ранее или по другому заказу. Потому что заимствование не оплатят, а труд в это дело все равно придется вложить, и немалый.
Поэтому, даже в случае явного заимствования, в конструкцию сознательно вносятся изменения, не влияющие на характеристики, но делающие его непохожим на другие (предыдущие) разработки. В таком случае, минимальные трудовые усилия разработчиков оплачиваются государственными людьми полной мерой.
Еще хуже получается, когда разрабатываются действительно совершенно новые изделия, но не из соображений технико-экономической целесообразности, а лишь бы не так как было... Чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений, что это нечто совершенно новое. Это приводит к колоссальным рискам и расходам, но не приносит никакой практической пользы.
Отсюда, возникает колоссальный разброд и шатание в разработке ВиВТ. Каждое предприятие, каждый отдельный работник, каждую свою новую разработку предпочитает делать практически с нуля. Иначе, не выгодно. Таким образом, как бы совершенно правильная экономическая политика МО РФ, направленная на экономию государственных средств (из самых благих побуждений), просто убила светлую идею унификации и стандартизации на корню.
Возникает этот эффект из-за того, что МО РФ честно пытается сэкономить государственные деньги на разработке ВиВТ, забывая, что основные расходы, это - производство, а именно там унификация и стандартизация дают колоссальную экономию. Экономя копейки на трудоемкости разработки, стараясь не оплачивать заимствованные решения, МО РФ теряет миллионы, которые можно было бы сэкономить на производстве.
По сути дела, следовало бы даже доплачивать тем, кто использует готовые решения, вместо того, чтобы разрабатывать что-то новое. Подобную "лень" нужно поощрять, а не пресекать и наказывать.
Хотя, есть здесь еще и момент авторского права, которое для изделий ВиВТ просто необходимо взять и отменить, потому что разобрать, кто, что и у кого позаимствовал, в условиях секретности, практически невозможно. Здесь получается что нужно "или крестик снять, или трусы надеть", т.е. или отменить секретность и гостайну, ради торжества авторского права, или отменить авторское право, там где действуют секретность и гостайна.
Впрочем, о вредоносности института авторского права и интеллектуальной собственности, по крайней мере, в его нынешнем виде, и необходимости немедленного уничтожения всего этого безобразия, я уже как-то писал.