Синяя Ворона, в худших традициях левых, не понимает крестьян. Тяга к образованию в российской деревне (православной еще век назад) в огромной мере была иррациональной. Может это связано с особенностями православия, может с другими традициями.
У меня вот дед никогда не собирался уезжать в город, прошел три войны, был уважаемым человеком на деревне. Но коммунистам, с которыми, по его словам уживался, не мог простить что ему в свое время запретили учиться. Для него образование (по факту, не по корочкам) было очень большой ценностью.
Я думаю, что тяга к образованию, в народе, всегда имела рациональные корни. Но народ, как правило, не задумывается над высокими материями, а сермяга здесь очевидная: образованные люди занимаются более легкой работой, а значит живут лучше, легче. По крайней мере, это касается основной массы простых людей.
Собственно, и Синяя Ворона видит наличие иррациональных мотивов, но у городских жителей. В нашей деревне человек с образованием (3-4 класса вместо обычных 4-8 месяцев), по уловленным в рассказах интонациях, занимался столь же тяжелой работой, но имел немного другой статус в межличностном общении (если это образование не прошло мимо).
Сейчас что-то похожее есть в Южной Корее. Страна с дичайшим культом образования, в которой только сравнительно недавно прошла урбанизация и города наполнены бывшими сельскими жителями.
Насколько я слышал, в ЮК это едва ли не единственный социальный лифт, по которому можно подняться по социальной лестнице. А у них там очень жесткая иерархия, как мало где еще...
Вот уж точно не социальный, поскольку там требуются не руководители, а спецы инженерного профиля.
Сейчас не вспомню точно, около 25% бюджета тратится на образование. Как обычно, бизнесменам и наследникам образование выше среднего не требуется, высшим считается уже и образование в двухлетнем колледже.
В иерархии есть своя лесенка и для технарей. Как правило, в "живых" иерархических структурах социальные лифты берегут, редко отключают совсем. И если они "работают", то именно на достижениях в учебе и труде. Для "своих", естественно, поблажки. Как там у них на сегодня, не знаю.
В любом случае для технарей это профессиональный рост (причем для людей профпригодных и постоянно сотрудничающих/конкурирующих с приглашенными иностранными специалистами), а не социальная поддержка.
Тут играет роль то обстоятельство, что корейская "социальная лесница через образование" адресована очень немногим, а те, кому она доступна, скорее всего не рассматривают ее как социальную лестницу. Школьники к моменту поступления, как правило, уже знают о своих наклонностях. Если смотреть по нашим российским реалиям, то город со 100-тысячным населением выдает примерно 2-3 сотни выпускников школ, которых потенциально имеет смысл принимать на обучение по техническим и естественно-научным специальностям. Сотня из них (кто именно - выясняется ближе к последнему курсу) в силу личностных черт в состоянии получить честный диплом (не обязательно, кстати, потенциал реализуется). Часть покажет профнепригодность на предприятиях. Итого в 100-тысячном городе каждый год нарождается полсотни человек, которые по их индивидуальным особенностям (речь даже не о талантах - наличие/отсутствие таковых требуется на более поздних этапах профессионального роста) - инженеры/физики/математики. Среди них социальными амбициями обладают единицы. Культ же
( ... )
У меня вот дед никогда не собирался уезжать в город, прошел три войны, был уважаемым человеком на деревне. Но коммунистам, с которыми, по его словам уживался, не мог простить что ему в свое время запретили учиться. Для него образование (по факту, не по корочкам) было очень большой ценностью.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сейчас не вспомню точно, около 25% бюджета тратится на образование. Как обычно, бизнесменам и наследникам образование выше среднего не требуется, высшим считается уже и образование в двухлетнем колледже.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment