Оригинал взят у
kajaleksei в
О доступности знаний ноябрь 28, 2014, 20:33
В последнее время в массовое сознание настойчиво внедряется миф о полноте и всеобщей доступности информации об окружающей действительности в современном мире. Особый упор при этом делается на интернет, который стараются представить как вместилище едва ли не всех знаний человечества.
Мало того, пропагандируется идея, что человек как бы неизбежно самостоятельно развивается и самообразовывается при наличии доступа к интернету. И даже более того, видимо в перспективе это даже предполагается использовать как повод для уничтожения традиционной системы образования, которая и так целенаправленно и стремительно ликвидируется с помощью ловких "реформ".
К тому же, стало уже заметно, как во всем мире целеустремленно выстраивается мощнейшая система ограничения доступа людей к знаниям. И не только в интернете.
В первую очередь под удар попал главный источник знаний, накопленных человечеством, это книги. Все меньше становится библиотек, под предлогом обновления фондов, даже в тех, что еще остались беспощадно и бесследно уничтожаются старые книги. Их сканирование для сохранения потомкам фактически запрещено.
В интернете вовсю орудуют подлые копирасты - истинные служители тьмы, которые ухитряются создать трудности распространению даже уже давно попавших в сеть книг. В результате наполнение интернет-библиотек новым контентом не только заметно замедлилось, но и наоборот, некоторые книги стали исчезать из открытого доступа. И даже платные ресурсы, как правило ущербны и убоги по своему содержанию.
В результате интернет превращается в восточный базар, где информация представлена бессистемно в виде лоскутного одеяла, и ее потребителям постоянно приходится покупать "кота в мешке", и на каждом шагу их стараются обмануть и обобрать всевозможные мрази, то ли обычные жулики, то ли копирасты... Хотя, по сути, это одно и то же.
Хотелось бы обратить внимание на следующие нюансы явно целенаправленных мероприятий обеспечивающих деградацию научно-технической сферы и дебилизацию населения:
1. Фрагментизация знаний, сознательное нарушение иерархической структуры и дифференциации научной информации. Знания сознательно собираются и излагаются предметно, т.е. не по научным направлениям, а по конкретным объектам или областям применения. При этом сведения относящиеся к различным наукам по отношению к изучаемому предмету затейливо перемешиваются, а уровни детализации знаний, в части одельных наук, в этой смеси могут существенно и непредсказуемо различаться. Кроме того, любые знания почти всегда стараются дать в законченном виде, хронология их создания и пути дальнейшего развития рассматриваются исключительно редко, хотя интернет приспособлен для этого как нельзя лучше. Созданием глобальной системы знаний, в которой была бы объединена вся информация накопленная человечеством, никто не занимается. Несмотря на всю очевидность идеи. Пресловутая Википедия, по сути, лишь жалкая пародия на такую систему.
2. Лингвистическое обособление, использование "отрезающей" узкоспециализированной терминологии. Особенно это заметно в интернете, где найти разумную информацию по нужной теме практически невозможно без знания специальных терминов, а при запросах "простыми словами" не обнаруживается ничего полезного, разуму даже не за что зацепиться. Описание одних и тех же явлений и сущностей обыденным языком и специализированными терминами в выдачах поисковых систем практически не пересекаются. Думаю, многие сталкивались с подобными трудностями при поиске информации с помощью популярных поисковиков по конкретным заинтересовавшим вопросам и темам, особенно вне своей сферы деятельности. Казалось бы, достаточно набрать в поисковой строке нечто созвучное с искомому и обязательно найдется хотя бы одна верная ссылка, но на самом деле, в этом случае ничего полезного не находится практически никогда. Поисковики, кажется, сознательно устроены таким образом, чтобы специалисты могли найти общеизвестную информацию по своей профессии без особого труда, даже не заметив, как изощренно она спрятана от всех остальных. Специальная научная и техническая информация, даже по безобидным темам, малодоступна или вовсе недоступна для поиска, и не только для профанов. Таким образом, для малограмотных и необразованных людей, действительно полезная информация, способствующая их развитию, в интернете практически недоступна. Даже для хорошо образованных людей, найти сведения вне своей специальности составляет немалые трудности, и даже в рамках своей специальности поиск новых знаний непрост, а иногда и безрезультатен.
3. Изоляция, создание преднамеренных "разрывов" и "порогов" между различными направлениями научной мысли и ступеньками в системе знаний. При поиске информации, особенно научной, обычно удается найти только крайне недостоверную или даже лживую псевдонаучно-популярную информацию изложенную на уровне дебилов. Более достоверные сведения найти гораздо сложнее, но даже если что-то и обнаруживается, то уровень изложения требует заведомо хороших исходных знаний по теме. Промежуточных вариантов, когда информация достоверна, достаточно полна и изложена в форме доступной для понимания обычному человеку с высшим техническим образованием, практически не встречается. А если и есть, то это остатки роскоши советских времен. При обучении наблюдается та же картина, когда каждый следующий уровень знаний отделяется от предыдущих всевозможными запутанностями, логическими ловушками, сознательными недоговоренностями и ошибками в изложении информации, которые можно преодолеть только с помощью опытных преподавателей.
4. Специализация знаний, их профессиональная локализация и изоляция от фундаментальных наук. В последнее время, даже в высших учебных заведениях научные знания преподают бессистемно, стараясь придерживаться предметного принципа. При этом знания по фундаментальным наукам, вне специализации учащегося, даются в сильно урезанном, фрагментарном виде или даже не даются вовсе. Фрагментарность полученных знаний не позволяет понять и оценить ни границы их применимости, ни тенденции развития, ни значимость в рамках науки в целом. А главное, не позволяют совершенствовать свою систему знаний самостоятельно, вне организованного учебного процесса.
5. Авторитаризм и элитаризм в научных структурах. Если раньше присуждение научных степеней и званий было следствием общественного признания конкретных заслуг ученых в продвижении науки вперед, то теперь это стало получением некого второго диплома, формальным подтверждением компетентности в избранной сфере деятельности, а иногда и индульгенцией на право ей заниматься. Постепенно ученые из исследователей превращаются в церберов-хранителей научных знаний, обеспечивающих их незыблемость, а наука - в закрытую секту служителей псевдонаучного культа, где в качестве символов веры оказались научные постулаты. Причем, заняв ступеньку в научной иерархии, "авторитетные ученые" тут же превращаются в профессиональных бюрократов, начиная защищать свою должность и пробиваться вверх по служебной лестнице путем дворцовых интриг и переворотов, чисто в чиновничьем стиле. Наука при этом умирает. Механизмы деградации иерархических структур, вероятно, везде одинаковы.
Недавно писал об этом.
6. Меркантилизация научных исследований. Система финансирования науки, принятая сегодня, основана на "грантах", и фактически нацелена на получение коммерческого результата от научного исследования, причем в ближайшей перспективе. Таким образом, во многих "бесперспективных" направлениях исследования вовсе не ведутся или же практически не финансируются. В других, более перспективных с коммерческой точки зрения, наоборот, возникает чрезмерная конкуренция, что препятствует свободному обмену научной информацией, приводит к сознательному сокрытию научных достижений, которые могут дать коммерческий эффект, и к попыткам дезинформации о результатах исследований, как конкурентов, так и всего общества в целом. Кроме того, принципы формирования грантов неясны и скорее всего крупные финансовые структуры с их помощью осуществляют негласное манипулирование темпами и направлениями научных исследований, возможно чтобы увеличить свои прибыли, а может и с какими-то другими, гораздо более зловещими целями. Кстати, забавно, но большинство наиболее фундаментальных научных открытий было сделано в тот период развития человечества, когда систематического и целенаправленного финансирования науки как бы и вовсе не было...
7. Формализация и бюрократизация науки. При бюрократическом формальном подходе, при оценке результатов научной деятельности, у ученых большая часть времени уходит не на исследования и научную работу, а на документирование результатов своей деятельности и соблюдение бюрократических формальностей. При этом настоящие таланты к такой работе приспособлены плохо и почти всегда выглядят подозрительно, а всевозможные приспособленцы, интриганы, мошенники и очковтиратели процветают. Такое впечатление, что система "грантов" создана специально для них. Паразиты, рассматривающие науку лишь как средство личного обогащения, постепенно выдавливают из нее истинных творцов, видя в них лишь опасных конкурентов на пути к деньгам и славе. Таким образом, научный прогресс неочевидно, но надежно тормозится, а потенциальные гении гарантированно выживаются из этой сферы деятельности.
8. Коммерциализация образования, "приватизация" знаний. Образование стало выгодным бизнесом, знания - товаром, а учащиеся - покупателями. В результате учебные заведения стали заинтересованы скрывать свои учебные программы, защищать свой интеллектуальный "товар" авторским правом. Постепенно формируется "рынок знаний", когда уровень и качество полученного образования напрямую связывается с его ценой. Вскоре несомненно проявятся попытки с помощью механизмов авторского права воспрепятствовать "нелегальному" получению знаний вне соответствующих сертифицированных для этого учебных заведений и даже ввести запрет на свободное распространение знаний, как таковых. В некоторых научных направлениях, например в генетике, знания уже официально стали товаром защищаемым в рамках авторского права. Дело дошло уже и до того, что крупные научные организации, пытаются распространить действие авторского права на личные знания и опыт своих сотрудников...
9. Недостоверность информации на научно-технические темы, сознательное создание и распространение разнообразной дезинформации. Кроме профессиональных пропагандистов-дезинформаторов, работающих на глобальные финансовые структуры, существенную лепту в него вносят всевозможные копирасты, мошенники, пропагандисты, конспирологи, лжеученые - одержимые сверх-идеями и обычные дураки, имеющие в этом какой-то свой личный интерес. Не имея исходных глубоких знаний по теме отделить зерна от плевел совсем не просто, и если в естественных науках можно отталкиваться хотя бы от советских учебников, то в гуманитарных опереться практически не на что. Кроме явных глупостей, которые может распознать даже неспециалист, существует множество материалов искусно "испорченных" достаточно тонкими искажениями, явно внесенными специалистами своего дела. Для непрофессионалов, единственный способ обнаружить такие информационные "мины", это сравнение данных полученных из разных источников, желательно различного происхождения. Но и такой подход срабатывает далеко не всегда. Впрочем, профессионалам не легче, в силу высокой компетентности их разум порабощен общепринятыми догмами, в том числе и ложными, которые они не в силах поставить под сомнения. "Беда хороших людей в том, что они всех подозревают в порядочности". По этой причине большинство ученых, будучи сами относительно порядочными людьми и честными исследователями, не способны поверить в возможность сознательной наглой лжи и массовых подтасовок научных результатов со стороны своих великих предшественников и коллег, упорно считая это явление следствием случайных ошибок. Особенно это касается знаний вне их профессионального интереса.
Кроме всего прочего, легко заметить, что общее качество информации в интернете, на сегодняшний день, чрезвычайно низкое и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Информация фактически перестала быть знанием. Возникает впечатление, что это сознательная политика всех основных регуляторов интернета.
Кстати, многие полагают, что интернет никем не контролируется, и отчасти это так, ведь в интернете можно разместить практически любую информацию таким образом, что ни одна из сил заинтересованных в ее нераспространении не смогла бы до нее добраться и уничтожить. Но, как оказалось, любая информация фактически доступна тогда и только тогда, когда ее можно найти. Поэтому регуляторам не требуется уничтожать любую неугодную им новость, достаточно лишь исключить ее из поиска.
На сегодняшний день сложилась ситуация - "Тот кто контролирует поисковики - контролирует интернет". А вот сами поисковые системы слишком громоздки и на данный момент создать действительно независимый поисковик практически невозможно.
Некоторое время назад, было забавно наблюдать, когда различные поисковики следовали своим собственным доктринам, и информацию "вычищенную" на одном из поисковиков можно было без особых проблем найти на другом, но уже тогда были заметны и их общие интересы.
К сожалению, со временем, практически все основные поисковые системы скоординировали свои усилия и поиск скрываемой информации стал предельно затруднен... Впрочем, китайцы нашли способ решить этот вопрос еще более радикально, создав свой "великий китайский файрвол", надежно защищающий их от нежелательной информации извне. Но и это не предел, в Северной Корее, к примеру, интернет вообще фактически запрещен. К сожалению, судя по некоторым признакам, некоторая часть нашей "элиты" тоже внезапно осознала потенциальную опасность интернета для своего существования и решила "навести порядок" в этой сфере, но пока колеблется с выбором между опытом Китая и Северной Кореи.
В результате такой политики:
1. Практически невозможно составить объективную картину состояния человеческих знаний в целом. Система знаний большинства людей представляет из себя "лоскутное одеяло", где отдельные фрагменты логически не связаны между собой.
2. Нужную информацию трудно найти, даже при целенаправленном поиске. Узнать что-то действительно полезное случайно, практически невозможно.
3. Достоверность информации (и не только в интернете), крайне низка, практически отсутствуют авторитеты, слову которых можно было бы доверять безоговорочно.
4. В результате усилий копирастов, скорость роста области человеческих знаний, общедоступных через интернет, существенно замедлилась, а возможно вскоре и вовсе остановится, или даже возникнет обратная тенденция.
5. Структура информации и ее подача в большинстве источников и поисковых системах максимально затрудняют самостоятельное получение знаний.
6. Целенаправленное снижение доступности знаний, в числе прочих подобных мер, способствует общей деградации человеческой цивилизации, причем, достаточно быстрой.
Можно ожидать, что в ближайшей перспективе доступ к знаниям будет еще более ранжирован и значительная часть накопленной человечеством полезной информации станет фактически недоступной для подавляющего большинства людей, а возможно даже будет потеряна и для всего человечества.
Современная буржуазия готова на любые преступления ради сохранения своей власти. Дальнейшая борьба с доступностью знаний почти наверняка будет вестись под предлогом борьбы с терроризмом, защиты морали и нравственности, охраны интеллектуальной собственности и смежных прав, и т.д. и т.п.
Традиционные источники знаний, такие как библиотеки и университеты будут продолжать ликвидировать под предлогами их невостребованности, ненужности, необходимости модернизации и оптимизации.
Если не произойдет революция, и подонков не повесят, то в реальности этот процесс неизбежно приведет к деградации техносферы, а затем к продовольственному и инфраструктурному кризисам и быстрой, практически мгновенной с исторической точки зрения, гибели всей современной цивилизации.
Причем, судя по обилию руин, малоинтересных историкам и археологам, нечто подобное возможно уже происходило, и не исключено, что не раз. И весьма вероятно, что точно так же и по тем же самым причинам.