О чтении 2

Apr 28, 2020 21:23



В развитие темы - О чтении книг.

На личном опыте, обнаружил, что дети читают только "бумажные" книги. Электронные книги для детей почему-то совсем не годятся. Причем, художественные достоинства детской литературы, особенно для маленьких детей, определяются почти исключительно красотой и качеством иллюстраций! К сожалению, начиная с 90-х годов, качество детской иллюстрации у нас очень сильно деградировало. Современная пестрые и гладкие картинки на редкость бездушны. На мой взгляд, практически все детские книги 60-80-х годов (даже самые заурядные) - просто шедевры, по сравнению с нынешними (за редким исключением). Поэтому выбрать что-то стоящее, интересное детям, непросто. Хотя, встречаются и сейчас неплохие работы иллюстраторов, но это капля в море. К счастью, в продаже появились репринтные издания книжек золотого века советской детской иллюстрации. Современная полиграфия их конечно испортила (они уже далеко не такие "теплые ламповые", как прежде, сейчас уже физически не существует, ни того оборудования, ни тех красок, ни той бумаги...), но это все равно намного лучше всего остального. Хотя, цены конечно кусаются (хищная власть капитала дает о себе знать даже здесь). Для маленьких детей (до 5-7 лет), чтобы вызвать интерес к чтению, имеет смысл покупать книги ориентируясь в первую очередь на авторство иллюстраций. Это отдельная большая тема в которой я совсем не специалист. Лично мне особенно запомнились картинки Устинова, Майофиса, Монина, Калаушина, Чижикова, Огородникова, Сутеева, Елисеева со Скобелевым, Булатова с Васильевым, Валька, Перцова, Гольц, Мавриной, Митурича, Кабакова, Алфеевского, Носкова, Цейтлина, Конашевича и Кочергина, но есть и многие другие достойные авторы. Ознакомиться с творчеством вышеперечисленных и других замечательных советских художников-иллюстраторов можно например здесь: Советская книжная иллюстрация.

Кстати, чтобы с увлечением и удовольствием читать, ребенку необходимо развитое воображение и живой внутренний мир. Что именно здесь первично - чтение будит фантазию, или богатое воображение стимулирует чтение, однозначно сказать не могу. Но на примере себя и своих детей, заметил, что изначально внутренний мир лучше всего пробуждают сказки рассказываемые на ночь. Причем, здесь важна именно их "интерактивность". Сначала дети слушают молча, потом начинают вмешиваться в сюжет, вводить новых персонажей и требовать изменений уже действующих... В результате сказка становится лишь внешним приводом для воображаемых событий происходящих в фантазиях ребенка. Дальше он начинает фантазировать уже самостоятельно, и чтение становится необходимым, чтобы утолить интеллектуальный голод, а книга превращается в пищу для ума. Но, чтобы научить детей находить в книгах источники новых знаний и впечатлений, их тоже необходимо читать, наряду со сказками.

Для начала, для чтения вслух, лучше всего подходят сказки Пушкина и советская детская классика: стихи Чуковского, Михалкова, Маршака, Агнии Барто и т.д. Но учить детей читать самостоятельно лучше всего на прозе. Для меня, к примеру, первыми книжками стали "Девочка из города" Воронковой и "Борьба за огонь" Джозефа Рони старшего. Обе книги запомнились на всю жизнь, позже не раз с удовольствием их перечитывал (впрочем, сейчас произведение Рони старшего уже кажется несколько глуповатым:). Хотя, это мог быть и не самый лучший выбор, достаточно случайный.

Краткий список "первых" и "вторых" книжек, из которых я бы сам хотел выбирать в детстве, примерно такой (составлен навскидку по памяти, поэтому не только умозрителен и несовершенен, но может содержать неточности и ошибки, в другой раз перечень был бы другим, думаю, что каждый легко может составить подобный список из двух-трех сотен понравившихся когда-то книг и у всех они будут существенно различаться, но здесь я сознательно ограничился гораздо меньшим числом):
  1. Александр Дюма "Три мушкетера"
  2. Ананян "Пленники Барсова ущелья"
  3. Астрид Лингрен "Приключения Эмиля из Лениберги" (пер. Лунгиной)
  4. Астрид Лингрен "Малыш и Карлсон" (пер. Лунгиной)
  5. Астрид Лингрен "Пеппи длинный чулок" (пер. Лунгиной)
  6. Беляев "Хойти-Тойти"
  7. Беляев "Прыжок в ничто"
  8. Бессонов "Черный хрусталь"
  9. Вальтер Скотт "Квентин Дорвард"
  10. Власов "Армия Трясогузки"
  11. Волков "Изумрудный город" (6 книг)
  12. Гайдар "Школа"
  13. Гарри Гаррисон "Неукротимая планета" + рассказы
  14. Герберт Уэллс "Война миров"
  15. Герберт Уэллс "Пища богов"
  16. Даниэль Дэфо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (пер. Чуковского)
  17. Джанни Родари "Приключения Чипполино"
  18. Джек Лондон "Майкл брат Джерри" ("Зов предков") + рассказы
  19. Джозеф Рони старший "Борьба за огонь"
  20. Ефремов "Туманность Андромеды"
  21. Жюль Верн "Пятнадцатилетний капитан"
  22. Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре"
  23. Жюль Верн "Путешествие к центру Земли"
  24. Иоанна Хмелевская "Дом с привидениями"
  25. Иоанна Хмелевская "2/3 успеха"
  26. Ирмгард Кайя - "Девочка с которой не разрешали дружить"
  27. Кассиль "Кондуит и Швамбрания"
  28. Киплинг "Маугли"
  29. Конан Дойль "Затерянный мир"
  30. Конан Дойль "Рассказы о Шерлоке Холмсе"
  31. Коржиков "Веселое мореплавание Солнышкина"
  32. Лагин "Старик Хоттабыч"
  33. Лоуренс Уотт Эванс "С единственным заклинанием"
  34. Мазин "Трон императора"
  35. Майн Рид "Морской волчонок"
  36. Майн Рид "Охотники за растениями"
  37. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"
  38. Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (пер. Чуковского)
  39. Мэл Одом "Бродяга"
  40. Некрасов "Приключения капитана Врунгеля"
  41. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"
  42. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
  43. Носов "Незнайка на Луне"
  44. Обручев "Плутония"
  45. Олеша "Три толстяка"
  46. Орлов Алекс "Меч, дорога и удача"
  47. Островский "Как закалялась сталь"
  48. Пехов "Хроники Сиаллы"
  49. Раймонд Фейст "Врата войны"
  50. Рафаэль Сабатини "Одиссея капитана Блада"
  51. Роберт Асприн "Другой отличный миф"
  52. Роберт Хайнлайн "Звездный зверь"
  53. Роберт Хайнлайн "Будет скафандр - будут и путешествия"
  54. Роберт Хайнлайн "Гражданин галактики"
  55. Роберт Шекли - рассказы
  56. Робин Хобб "Сага о видящих"
  57. Рыбаков "Кортик"
  58. Рэдьяр Киплинг "Маугли"
  59. Смирнов "Джек Восьмеркин-американец"
  60. Стивенсон "Черная стрела"
  61. Стругацкие "Обитаемый остров"
  62. Толкиен "Туда и обратно"
  63. Толстой А "Золотой ключик"
  64. Толстой А "Аэлита"
  65. Треверс Памелла "Мери Поппинс с Вишневой улицы"
  66. Уильямс Тэд "Орден Манускрипта"
  67. Урсула ле Гуин "Волшебник Земноморья"
  68. Фенимор Купер "Последний из могикан"
  69. Фрэнсис Корсак "Робинзоны космоса"
  70. Ходза "Сказки народов Азии"
  71. Ян Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали"
  72. Ян Экхольм "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие"

Многие достойные книжки пропустил, чтобы список не стал бессмысленно длинным, но для начала и этого более чем достаточно. На мой взгляд, какие-то из этих книжек обязательно должны "зацепить", а после этого поиск детьми интересного "чтива" должен будет происходить уже самостоятельно. Конечно, это вкусовщина, поскольку выбирать возможно только из того скудного перечня, что прочел сам. Весьма вероятно, что многие интереснейшие тексты мне вовремя под руку не попались. Не исключено, что для девочек такой список будет существенно иным, но не уверен. Кстати, странно, но почему-то пропустил Успенского, Крапивина и Кира Булычева, хотя читал и вроде бы неплохие детские писатели...

Если брать "подростковые" и "взрослые" книги, то тут выбор настолько широк и разнообразен, что разумно посоветовать что-то практически невозможно. Большое значение здесь имеют индивидуальные предпочтения. К примеру, даже такой знаменитый драматург Шекспир (кем бы он там ни был) был идейно разгромлен не менее знаменитым русским писателем Львом Толстым. Причем, довольно убедительно. По жизни приходилось встречать негативную реакцию людей на самые разные книги, даже самые известные. При этом, многие скрывают свое истинное отношение к культовым произведениям из соображений конформизма. Особенно часто это касается Достоевского, которого многие нормальные люди терпеть не могут, но признаться в этом стесняются. С другой стороны, всем людям, желающим считать себя культурными, поневоле приходится знакомиться с книгами определяющими "культурный код", несмотря на пристрастия. В разных странах этот набор слегка различается, но в своей основе, во многом, совпадает. Сам я, если встает вопрос, чтобы еще почитать, заглядываю в книжку Губина "Читайте хорошие книги". Конечно, не все интересные и достойные внимания книги там упомянуты, но подборка неплохая. Есть списки книг от СВ, хотя на мой взгляд довольно бестолковые, но поразмыслить над ними стоит. Есть и множество других подборок рекомендуемых для чтения книг, разной степени адекватности. Их в изобилии легко найти в интернете: 100 книг Newsweek, 100 книг Le Monde, 100 книг норвежского книжного клуба, Что почитать 1 и 2, .

Хотя, подобными "топовыми" списками не стоит ограничиваться. Дело в том, что они состоят, как из лучших произведений мировой литературы, так и из пустопорожних "бестселлеров", слава которых совершенно незаслуженно раздута умелой и дорогой рекламой. При этом, многие хорошие книги, даже, настоящие исторические и культурные памятники, там почему-то игнорируются. С другой стороны, нельзя питаться деликатесами, наворачивая ложками, каждый день, одну только черную и красную икру, на завтрак, обед и ужин. Чтение "плохих" (непопулярных и/или зыбытых) книг, тоже по своему полезно и даже необходимо, без этого трудно научиться отличать и ценить хорошую литературу (а в идеале, заставляет учиться писать самому). Но, большинство написанных книг, тысячи, десятки и сотни тысяч произведений, не являются откровенно плохими, хотя явно не тянут на шедевры. Это литература как бы "среднего", обычного уровня. Именно здесь, как правило, можно наткнуться на увлекательные книжки, новых интересных авторов, уникальные темы и т.д. Найти ответы на актуальные вопросы, волнующие здесь и сейчас, именно на этом этапе развития. А в этих целях надо тупо больше читать, т.е. по крайней мере начинать множество книг на предмет вдруг "зацепит". Чем, кстати, и ценны сборники на дисках, типа "Библиотека в кармане", и лучшие "пиратские" библиотеки, типа легендарной, запрещенной, но до сих пор живой "Флибусты".

Отдельно отметил бы несколько достаточно "крупных" книжек (первые вспомнившиеся), которые в свое время произвели на меня наибольшее впечатление и неплохо подходят для подростков: Айзек Азимов "Основание" ("Академия"), Арсеньев "В дебрях Уссурийской тайги", Артур Кларк "Рама", Булгаков "Мастер и Маргарита", "Заметки юного врача", Вальтер Скотт "Айвенго", Вересаев "Записки врача", Даниэл Киз "Цветы для Элджернона", Джек Лондон "Мартин Иден", Гарри Гаррисон "Стальная крыса", "Фантастическая сага", Гектор Мало "Без семьи", Ефремов "Таис Афинская", "Лезвие бритвы" и "Час быка", Кожевников "Щит и меч", Анатолий Кузнецов "Бабий Яр" (советская версия), Френсис Корсак "Бегство Земли", "Робинзоны космоса", Курт Воннегут "Сирены Титана", Луи Буссенар "Капитан Сорви-голова", Мариетта Шагинян "Мессменд", Мирер "Дом скитальца", Оноре де Бальзак "Блеск и нищета куртизанок", Павлов "Лунная радуга", Юрий Пилляр "Санаторий Космос", Алексей Толстой "Петр I", "Крах инженера Гарина", Роберт Хайнлайн "Дверь в лето", "Фрайдей", Собко "Десять дней счастья", "Четвертая рота", Станислав Лем "Конгресс футурологов", Теофиль Готье "Капитан Фракасс", Углов "Сердце хирурга", Френк Херберт "Дюна", Шилин "Прокаженные", Шолохов "Тихий Дон", Чарльз Диккенс "Большие надежды", Этель Лилиан Войнич "Овод". Про какие-то явно забыл упомянуть... Затрудняюсь объяснить почему в памяти всплыли именно эти книги, а не какие-то другие. Возможно, здесь сказалось созвучие этих произведений моим собственным мыслям и переживаниям на этот момент времени. Почему-то крепко забыл большинство детективщиков: Сименона, Юлиана Семенова, Макдональда, Дэшела Хаммета, Чейза, Рекса Стаута, Гарднера, Вайнеров и многих других. Даже про Агату Кристи забыл. Хотя, когда-то с удовольствием прочел довольно много советских и зарубежных детективов. Сразу и навсегда не понравился мне только Чейз, не знаю почему, хотя несколько его детективов, попавших мне в руки, я все равно прочел (но без особого удовольствия).

Есть еще такой важный нюанс, касающийся иноязычной литературы, как качество перевода. У нас, в этом деле, наблюдается борьба двух течений, между точностью перевода и его художественным качеством. Разницу довольно наглядно можно наблюдать на примере сравнения переводов Лунгиной и Брауде, или Чуковского и всех остальных (кто переводил те же книги). Если Лунгина и Чуковский написали великолепные книги, хотя и с отступлениями от оригинального текста, то их оппоненты делали может и абсолютно точные (по крайней мере, более точные), но на редкость унылые и неинтересные переводы, которые напрочь убили авторскую мысль. Слышал, что удивительная и непонятная, для всего остального мира, популярность в СССР такого довольно таки проходного романа Дюма, как "Три мушкетера", объясняется именно его необыкновенно удачным переводом на русский язык. А Диккенса, в свою очередь, для всех нас, русскоязычных, просто убили абсолютно точные, но невероятно занудные переводы Лана. Кстати, читал, что Чуковский Диккенса тоже переводил, но найти в сети его авторские переводы мне не удалось. Сильно подозреваю, что некоторые заметные явления мировой литературы оказались потерянными для нас именно из-за плохого перевода, или же потому что вовсе никогда не были переведены (кстати, я как-то искал, но не смог найти ни одного упоминания о переводах на русский язык простеньких детских книжек Richmal Crompton "Just William" и "More William", хотя они давно и прочно входят в английский культурный код).

Впрочем, это не только русская проблема, как-то читал о том, что перевод на французский язык такого известного детского произведения Марка Твена, как "Приключения Гекльберри Финна" мягко говоря, неполный и неточный, а никаких других нет.

Кроме того, сейчас, некоторые книги, особенно детские (но не только детские, и не только книги), начали уродовать (подвергать негласной цензуре, фактически) в части "деидеологизации", изменяя недрогнувшей рукой, в угоду господствующей ныне буржуазной идеологии, даже классические произведения советской, русской и мировой литературы. Не всегда это бросается в глаза, но на это обязательно нужно обращать внимание, особенно при покупке современных переизданий книг и авторов советского периода (издатели их часто цензурируют втихаря, потому что официальной цензуры у нас в стране как бы нет). Хотя, слышал, что таинственные, но ретивые цензоры добрались уже и до Пушкина...

ссылки, личное, книги, 2020, чтение

Previous post Next post
Up