Как-то задумался о том, что некоторые проблемы, возникавшие с первых дней Советской власти, были в свое время не только не опасны, но и почти незаметны. Но, именно они с годами выросли и погубили (фактически) первую в мире социалистическую страну...
Дело в том, что с самого начала коммунисты представляли из себя достаточно пестрое и разношерстное движение, которое объединяли лишь несколько общих идей. Пока страна была в смертельной опасности, со всех сторон окружена беспощадным врагом, эти разногласия были несущественны (настоящие враги были в основном из "бывших", доставшихся в наследство из мрачного феодального прошлого). Мало того, в рамках доктрины "осажденной крепости" возникла и укрепилась идеологическая монополия, вообще не допускавшая никаких иных идей, кроме утвержденных свыше... В результате все несогласия и разногласия ушли вглубь, оставшись неразоблаченными и неопровергнутыми, истиной в последней инстанции для своих тайных приверженцев (
я как то писал на эту тему).
Причем, по мере усиления идеологического "застоя" (следствие фактического запрета дискуссий) и формирования социально-идеологической пирамиды (когда идеология стала своеобразной религией, дававшая ее адептам различные преимущества) ряды КПСС начали активно пополняться активными и пассивными принципиальными антикоммунистами (т.е. людей просто не разделявших коммунистические идеи, но из корыстных соображений заявлявших о приверженности им).
Основные вражеские типы "как бы коммунистов" и антикоммуниство в КПСС (на поздних этапах ее деградации):
- Карьеристы, которым было вообще наплевать на идеологию, лишь бы подняться повыше, чтобы уважали сильнее, чтобы власти было больше... Естественно, что капитализм для них гораздо привлекательнее со всех точек зрения.
- Потомственные антисоветчики, которые всегда рвались во власть и сознательно занимались вредительством, потому что искренне ненавидели, и Советскую власть, и коммунизм. Как ни удивительно, но в поздней КПСС их было в количестве...
- Любители красивой жизни, единственным способом безнаказанно вести "красивую жизнь" в СССР был карьеризм. Но, в отличие от карьеристов, главной целью "красавцев" был доступ к привилегиям и материальным благам.
- Либералы, как бы разделяли коммунистически убеждения, но искренне верили, что коммунизм, это недостижимая и вредная (по большому счету) утопия, а нам нужна безыдейная демократическая утопия (капитализм или социализм с "человеческим лицом").
- Тоталитаристы, убежденные коммунисты (главным образом), ненавидевшие всякое мещанство и искренне считавшие, что высшее счастье каждого коммуниста - жить в казарме и ходить строем. Сталкиваясь с нормальными людьми, они обычно обнаруживали полное непонимание своих "коммунистических" идей... Таких, кстати, и сейчас полно среди коммунистов.
- Элитаристы, встречаются даже среди настоящих коммунистов, это искренние сторонники меритократии. Наивно верящие в очень соблазнительную, но утопическую идею, что власть должна принадлежать лучшим. Как правило, поражены чумой элитаризма.
Парадокс состоит в том, что от самой токсичной разновидности антикоммунистов - карьеристов, после победы социалистической революции, практически невозможно избавиться при наличии социальной лестницы. Т.е. как только распределение социальных привилегий и материальных благ начинает хоть как-то зависеть от места во властных структурах и управленческой иерархии, то вся такая конструкция немедленно заполняется идейными паразитами. Которые со временем обязательно приходят к мысли о полезности и необходимости реставрации капитализма... А все остальные антикоммунисты (и как бы коммунисты, в том числе) оказывают им в этом посильную помощь.