Искажение визуальной идентификации

Mar 12, 2019 19:35



Уже как-то обращал внимание на это явление в заметке "О природе лжи 1", "О природе лжи 2", но решил вернуться. То что искусство превратилось (а по сути, всегда им было) в одно из средств пропаганды, стало уже общим местом, это давно понятно всем. Другое дело, что многие еще сильно недооценивают силу и глубину воздействия этого инструмента. По сути, именно с помощью средств искусства в нас формируют те самые невидимые удила и шоры с помощью которых потом народ безнаказанно обманывает, грабит и угнетает господствующий класс. Таких "крючков", на которые нас насаживают даже самые казалось бы безобидные произведения, можно найти множество. Некоторые из них создавались и создаются самими авторами совершенно добровольно, из самых лучших побуждений (иногда, на протяжении многих веков), другие - заведомо злоумышленно, явно на заказ. Вряд ли возможно и имеет смысл "выковыривать" из всех произведений искусства все, заложенные там манипуляции (это огромный труд, совершенно неподъемная тема), остановлюсь лишь на одной из них.

Все мы не раз сталкивались с ситуацией, когда нам кто-то (лично) нравится или нет с первого взгляда (или даже идентифицируется еще более точно и конкретно). Иногда это впечатление оказывается обманчивым, но чаще - нет. Тем не менее, в головы нам вбито обратное, что нельзя доверять впечатлению, что человека надо обязательно "узнать"... Хотя, очевидно, что если бы впечатление о человеке (т.е. его психологическая, моральная и прочая идентификация по внешним признакам) не было продуктивным, то уже давно бы исчезло в результате эволюции. Однако, легко можно заметить даже невооруженным глазом, что в современных условиях этот механизм настолько деградировал, что уже давно практически не функционирует (а если и срабатывает иногда, то пользы от него мало, потому что внедренные стереотипы заставляют нас его игнорировать).

Одной из главных причин такой ситуации стало... современное (и не только) искусство, в первую очередь - кино и телевидение. Так сложилось, что на протяжении многих лет именно из них народ черпал (и черпает) "жизненный опыт" (вернее, некий его суррогат), формируя стереотипы восприятия мира. В том числе, формируя и принципы подсознательной идентификации окружающих людей по внешнему виду. Думаю, что все замечали в себе необъяснимую неприязнь к людям похожим на известных отрицательных персонажей, и наоборот. Стоит только дать актеру, обладающему собирательным образом подонка (или им являющегося) главную положительную роль и у миллионов людей стереотипы восприятия начнут давать сбой... Они начнут неоправданно с любовью и доверчивостью относиться к похожим подонкам, и наоборот, испытывать недоверие и ненависть к хорошим людям. Причем, если бы актеры подбирались случайно, а сценарии создавались исходя из мировоззрения авторов, то большой беды здесь бы не было (ошибки были бы единичными). Проблема в том, что современное искусство совершенно сознательно прямо влияет на массы, цинично (по указанию хозяев) формируя у людей искаженное восприятие целых народов и политических классов, уродуя, и их самих, и отношения друг с другом (тут еще можно было бы вспомнить и о навязываемых стереотипах поведения, но это несколько другая тема).

Я не буду подробнее останавливаться на конкретных искажениях восприятия (обилие сугубо положительных негритянских и еврейских морд во всех голливудских киноподелках не обратил внимания уже только тот, кто их никогда не видел, или же наоборот, смотрит все время:), на мой взгляд, это одно из тех самых явлений, на которое достаточно указать, чтобы каждый мог его заметить и проанализировать самостоятельно.

Единственный не вполне очевидный момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, это сознательное размывание и искажение именно классового сознания, практически во всех современных произведениях искусства (особенно, кино:). Люди явно относящиеся к принципиально разным классам (угнетенным и господствующим), обычно показываются в них, как нечто единое, с общей культурой и почти одинаковым мировосприятием (кроме явных отбросов общества). А представителей господствующих классов всегда стараются представить чуть-чуть в лучшем свете. Т.е. даже если это подонки, то случайно сбившиеся с пути (паршивые овцы), исключения, которые лишь подтверждают правило, что все остальные "элитарии" занимают свое положение в обществе вполне заслужено. Избавиться от морока и разглядеть в этом сказочном тумане тщательно скрываемые классовые противоречия и ложь (образы - оксюмороны) совсем непросто...

манипуляции, политика, 2019, психология, информационные войны, пропаганда

Previous post Next post
Up