Слово о буквах

Oct 15, 2018 21:38



Когда-то давно меня занимал вопрос, откуда произошла графика нашего алфавита. Ведь, если задуматься, то форма большинства используемых нами знаков совсем не очевидна. Кроме того, графические особенности алфавитов должны были бы соответствовать их изначальному происхождению. Т.е. связаны с конкретными материалами и средствами изображения в момент их создания. Графика знаков должна была бы быть удобна при прорисовке, для каждого конкретного материала и соответствовать конструкции стилоса (или других инструментов). Таким образом, пути происхождения письменности (исходя из формы знаков и логики их развития) могли быть следующими:

1. Выцарапывание (вырезание) на гладких поверхностях: а. дощечках; б. пластинах из мягких (затвердевающих) материалов; в. древесной коре (бересте, лыке и т.д.). Причем, при выцарапывании текстов на дощечках и пластинах, их можно было легко копировать втирая краску в царапины и делая оттиск на любом гибком материале (папирусе, бумаге, ткани, пергаменте и т.д.). Графически, такие знаки должны были представлять из себя пересекающиеся в разных направлениях и количествах отрезки прямых (подобные знаки есть практически во всех алфавитах мира).

2. Выдавливание на глиняных, геополимерных и прочих пластинах из мягкого (но потом затвердевающего) материала. Такие тексты тоже было легко копировать, но хранить и транспортировать исходники было весьма хлопотно (зато, их тоже можно было легко копировать, получая не только оттиски на гибких материалах, но даже новые клише). Графически, здесь оптимальна клинопись, но возможны любые другие, даже самые сложные знаки, впечатываемые с помощью готовых клише. Возможные результаты: клинопись, некоторые варианты иероглифики.

3. Резьба по камню. Чрезвычайно трудоемкая работа, которая могла облегчаться, использованием искусственных материалов, изначально относительно мягких, с их окончательным затвердеванием уже после нанесения текста. Позволяет легко копировать тексты, в том числе, и "продавливанием", накладывая тонкий лист эластичного материала и окрашивая его каким-нибудь твердым предметом. Форма знаков может быть любая, но составляющие их линии должны быть достаточно широкими и удобными для зубила (или резца). Классический латинский алфавит явно был создан под влиянием камнерезов.

4. Вязание узлов. Почему-то принято думать, что "узелковая письменность" это обязательно именно пучок веревочек с узелками (причем, закрепленный на поясе у полуголого смуглого дикаря, во всяком случае, у меня всегда была именно такая ассоциация). На самом деле, таким образом можно вести записи множеством разных способов, к примеру, в виде: а. различных кружев; б. вышивок; в. ковров и гобеленов; г. "пучка" веревочек, который может быть плоским (сохраняющим последовательность, в виде бахромы) и достаточно длинным, чтобы можно было таким образом "записывать" достаточно объемные связные тексты (тогда, каждая веревочка становится как бы строкой длинного свитка). Недостаток метода в том, что такие записи затруднительно копировать (только "вывязывая" заново). Кодирование букв здесь возможно не только сочетанием узелков, но и их формой (видами узлов). Графически, знаки таких текстильных алфавитов (после перенесения на бумагу) должны состоять из колечек, кружочков и затейливых завитушек, изобиловать кривыми линиями. Возможные результаты: глаголица, санскрит, арабская вязь.

5. Выжигание на дереве и коже. Может оказаться удобным для длительного хранения, возможно снятие копий. Графически, такие знаки должны состоять из коротких и достаточно широких отрезков, могут быть и сложные знаки (но, достаточно узнаваемые, чтобы их можно было однозначно и легко распознавать), если выжигаются с помощью готовых клише, или любые графические знаки, которые только возможно выжечь с помощью прутка, клише или набора клише с готовыми графическими элементами знаков (кружки, отрезки, крестики и т.д.). Скорее всего, в результате получилась руница.

6. Выписывание и вырисовывание знаков с помощью красителей на гибких материалах: а. ткани; б. папирусе (бумаге); в. коже (пергаменте). Тут все возможно "любой форма, любой размер, любой цвет". В том числе, на бумагу могут быть перенесены изображения любых символов, рожденных для любых других носителей. Хотя, некоторые алфавиты (греческий, к примеру) явно рождались именно на бумаге изначально. Оптимальную графику каждый может увидеть сам на старых школьных прописях и работах каллиграфов. Копирование, только путем переписывания.

7. Выписывание и вырисовывание знаков с помощью красителей на твердых материалах: а. дереве (дощечках); б. глине; в. камне и т.д. Практически то же самое, что и для рисования на гибких материалах, хотя, готические шрифты, вероятно, возникли именно таким путем. Копирование, только путем переписывания (до изобретения типографской печати). Хотя, не исключено получение ограниченного количества оттисков (как на гектографе).

8. Использование знаков не для записи и хранения, а для передачи информации на расстояние: а. жестикуляцией (позами, флажками и т.д.); б. световыми сигналами; в. дымовыми сигналами; г. семафорными сигналами (изменением состояния системы подвижных перекладин). Графически, такая система кодирования может напоминать азбуку Морзе, стилизованные изображения сигнальщиков флажками, пляшущих человечков и т.п. В качестве примера можно вспомнить значки из китайской книги перемен. Не исключено, что отсюда изначально происходит некоторая часть иероглифики.

9. Комбинированный алфавит, из знаков, созданных изначально для разных носителей, но собранных вместе, в один набор, и используемых для письма на бумаге. Большинство современных (наиболее распространенных) алфавитов выглядят именно так.

10. Для запоминания и хранения в памяти текстов, без использования письменности, их удобно рифмовать, как стихи и песни. Причем такие формы могли рождаться только при прямом запрете письменности, потому что при ее изначальном отсутствии, необходимый для создания подобных произведений уровень культуры просто не смог бы развиться.

Конечно, было бы интересно проанализировать с этой точки зрения все имеющиеся алфавиты мира (хотя, среди них полно явно искусственных, порожденных чьими-то изощренными фантазиями, а не удобством изображения), но здесь мне было интересно подумать над этой темой чисто теоретически, без привязки к конкретным образцам. Если найдется время, как-нибудь подумаю, откуда могут ноги расти у конкретных знаков, букв и алфавитов.

Кстати, забавно, но при снятии копий с твердых оригиналов путем втирания краски в основание и прикладывания листов гибкого материала, оттиски должны были получаться в зеркальном отображении. Т.е. те, кто писал и читал подлинники, должны были привыкнуть читать (и писать) слева направо (к примеру), а те, кто имел дело с копиями, неизбежно привыкали читать и писать в обратном направлении (в зеркальном отображении). Возможно, что именно отсюда исторически происходит разнонаправленность письменностей (письмо справа-налево противоестественно для большинства людей, тем не менее, используется у некоторых народов мира).

история, конспирология, 2018, гипотеза

Previous post Next post
Up