Jul 08, 2013 20:19
Постараюсь отразить в своем блоге на основе документов, собранных в книге Олега Леонидовича Опрышко «Кавказская конная дивизия», в которой на основе документальных источников рассказывается о дивизии кавказских горцев, воевавшей в годы Первой мировой войны в 1914-1917 годах в составе российской армии, о всадниках и офицерах, входивших в состав Кабардинского, 2-го Дагестанского, Чеченского, Ингушского, Черкесского и Татарского полков, участие в той войне кабардинцев и балкарцев. К сожалению, кропотливая работа Олега Леонидовича до сих пор остается единственным фундаментальным трудом непублицистического характера, посвященным этой теме, а аналогичных работ, посвященных участию терских казаков Нальчикского округа в этой войне до сих пор нет.
Стоит сказать, что это был далеко не первый опыт организованного участия кавказцев в войнах на стороне России, но наиболее известный.
В летние дни 1914 года в слободе Нальчик - центре Нальчикского округа (нынешняя Кабардино-Балкария) - станет известно о том, что 19 июля (1 августа по новому стилю) Германия объявила войну России.
Сообщение об этом содержалось в телеграмме, которую начальник Нальчикского округа подполковник Султанбек Касаевич Клишбиев получил 20 июля из Владикавказа от начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска генерал-лейтенанта Флейшера. В тот же день он направил к «старшинам селений Большой и Малой Кабарды и Пяти Горских обществ (прим. авт.: Балкарии)» конных курьеров с известием о начале войны и его распоряжением о срочном созыве съезда их доверенных.
Султанбек Касаевич намеревался вынести на созываемый им съезд доверенных Кабарды и Балкарии вопрос о сформировании в Нальчикском округе конного полка для участия в боевых действиях в составе российской армии. Подобный недавний пример уже был в Японскую кампанию. Тогда в 1904 году из Нальчика ушла на фронт, в Маньчжурию, Кабардинская сотня, состоявшая из кабардинцев и балкарцев и входившая в состав Терско-Кубанского конного полка. Почти половина ее всадников за храбрость в боях с японцами получила в награду знаки отличия Военного ордена - Георгиевские кресты (1).
Уже 23 июля в Нальчик стали съезжаться из кабардинских селений и балкарских обществ доверенные - почетные представители. А в середине следующего дня в «актовом зале реального училища подполковник Клишбиев открыл съезд. Прежде чем перейти к основному вопросу повестки дня, он известил собравшихся, что получил экстренное сообщение из Владикавказа от начальника Терской области о том, что вслед за Германией и ее союзница Австро-Венгрия объявила России войну.
И вот постановление почетных представителей Кабарды и Балкарии:
«1914 года, июля 24-го дня. Слобода Нальчик.
Доверенные от селений Большой и Малой Кабарды и Пяти Горских обществ Нальчикского округа, собравшись сего числа в слободе Нальчик для обсуждения вопросов, связанных с существующим положением Российского Государства, вознеся Господу Богу молитвы о здравии и благоденствии Его Императорского Величества Государя Императора и Всего Царствующего Дома, единогласно постановили - обратиться к начальнику Терской области и наказному атаману Терского казачьего войска с просьбой по телеграфу:
«...Просить Государя Императора разрешить населению Кабарды и Пяти Горских обществ выставить за счет населения на театр военных действий Кабардинский конный полк четырехсотенного состава.
Составленный текст телеграммы одобрить и просить начальника округа отправить таковую за своей подписью» (2).
Вечером 24 июля начальник Терской области Флейшер получил из Нальчика срочную телеграмму и сразу же телеграфом передал ее текст в Тифлис наместнику царя на Кавказе генералу от кавалерии графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову.
А наместник, в свою очередь, немедля известил царя Николая II о намерении населения Большой и Малой Кабарды и Пяти Горских обществ сформировать конный полк.
В те же дни о решении, принятом в Нальчике, узнали по всей России. Санкт-Петербургское телеграфное агентство, являвшееся официальным правительственным каналом распространения информации, передало для публикации в печати сообщение, которое 26 июля 1914 года было напечатано в газете «Кавказ», издаваемой в Тифлисе:
«Владикавказ. Представители Большой и Малой Кабарды и Пяти Горских обществ, выразив верноподданные чувства, постановили просить разрешение Белого Царя сформировать за счет населения Кабарды и Горских обществ конный полк из четырех сотен для отправления на войну».
Утром 26 июля в Нальчикской почтово-телеграфной конторе приняли срочную телеграмму с пометкой « по мобилизации », присланную подполковнику Клишбиеву из Владикавказа от начальника Терской области генерал-лейтенанта Сергея Николаевича Флейшера с известием:
«Наместник разрешил сформировать за счет населения Кабарды и Пяти Горских обществ Нальчикского округа один конный полк четырехсотенного состава.
Немедленно приступить к составлению списков посотенно и формированию применительно штату, который высылается. Подробности денежного довольствия, офицерского состава запрошены в штабе округа.
Душевно поздравляю. Глубоко убежден, что полк покроет себя славою, доблестью, выполнит ожидания Государя Императора» (3).
А наступившей ночью 26 июля подполковник Клишбиев получил еще одну телеграмму от Флейшера:
«Государь Император вполне одобрил и утвердил распоряжения относительно сформирования Кабардинского полка и рад горячему порыву населения Кабарды и Горских обществ» (4).
1) ЦГА КБР, ф. и-6, on. 1, д. 750, л. 167-180, 195-198; ф. и-6, on. 1, д. 618, т. 3, л. 263; Опрышко О. Л. Бывают странные сближения. Нальчик, 1993. С. 13.
2) ЦГА КБР, ф. и-6, оп. 2, д. 75, т. 1, л. 28.
3) ЦГА РСО-А, ф. 54, оп. 10, д. 296, л. 6; ЦГА КБР, ф. и-6, оп. 2, д. 75, т. 1,л. 31.
4) ЦГА РСО-А, ф. 54, оп. 10, д. 296, л. 11
Продолжение следует
Нальчикский округ,
Кавказская туземная конная дивизия,
Кабардино-Балкария,
балкарцы,
Дикая дивизия,
Клишбиев,
Флейшер,
кабардинцы,
Воронцов-Дашков,
О.Л.Опрышко