15 лет назад исламские боевики атаковали Нальчик.

Oct 13, 2020 15:21

Поделюсь статьей экс-сенатора от КБР ныне покойного Альберта Кажарова, посвященной причинам того конфликта. Не согласен с его оценкой, во многом оправдательной, боевиков, но в статье обнажены многие проблемы во власти республики, далеко не все из которых решеный по сей день.

Альберт Кажаров: «Либеральная империя» и ислам (2005 г)

На протяжении последних лет нам приходилось неоднократно убеждаться, к чему приводит стремление быстрее подтолкнуть Россию к модернизации, без учета ее многонационального, поликультурного и религиозного устройства. События, произошедшие в Нальчике 13 октября - яркий и характерный пример неквалифицированного и политически неграмотного управления федеративным государством.
page_3663.jpgВ новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (КБР) - не самого проблемного в политическом смысле субъекта РФ, это уже второй такой эпизод. Не затронув событий 1992 года было бы неправильно оценивать ситуацию сегодняшнего дня. Но рассмотрим положение таким, каким оно сложилось в послеельцинский период.

Самый простой и доступный любому человеку путь к анализу событий, происходящих сегодня - заглянуть в подшивки газет и посмотреть на события другими глазами. Все нижеизложенное будет основываться не на слухах и домыслах, а сведениях открытой печати, которая сохранилась в Кабардино-Балкарии до настоящего дня.

Еще одно обстоятельство требует предварительного пояснения, поскольку речь пойдет не о религии. Ислам как социокультурная реальность имеет свои особенности. На территории России его, в основном, представляют ханафиты, в первую очередь, тюркские народы (татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы), а также адыги (в том числе кабардинцы). Таким образом, мазхаб Ханафи является господствующим среди почти всех мусульманских народов России. Исключением здесь являются только народы Дагестана (кроме тюрков-ногайцев и части кумыков), чеченцы и ингуши. Последние придерживаются шафиитской правовой школы.

На Северном Кавказе, а именно в Дагестане, имеет место конфликт т.н. ваххабитов (правильнее - салафитов) и представителей суфизма - исламской мистической традиции духовного совершенствования человека. В связи с этим состояние ислама на Северном Кавказе можно охарактеризовать, как внутренне противоречивое: с одной стороны, продолжается процесс возрождения традиционного ислама, являвшегося опорой для власти, а, с другой, преследуемые радикалистские группы, продолжают действовать подпольно, вербуя своих сторонников среди молодежи, в том числе и студентов. Я лишь выскажу свои взгляды на то, каким образом и при чьем вольном или невольном участии процесс принял такой трагический оборот.

«Законно избранное» духовное руководство

Всерьез о террористических формированиях в КБР стало известно после громкого заявления генпрокурора РФ Владимира Устинова, объявившего в августе 2001 года, накануне визита президента Владимира Путина, о предотвращении попытки переворота в двух северокавказских республиках. Напомню также, что именно накануне разоблачения группы в этот район из Панкисского ущелья Грузии со своим отрядом выдвинулся чеченский полевой командир Руслан Гелаев. Как отмечали в то время военные, целью Гелаева была дестабилизация ситуации в западной части Северного Кавказа. Учитывая, что операция проводилась незначительными силами, легко предположить невозможность осуществления этой задачи. Цель, вероятнее всего, сводилась к тому, чтобы еще раз обратить внимание на чеченскую проблему.

Глава КБР Валерий Коков вначале гневно опроверг заявление Устинова и пригласил в Нальчик Владимира Путина, чтобы убедить его в обратном. Но после, якобы, признательных показаний террористов подтвердил существование планов переворота, не согласившись с возможностью их реализации - столь абсурдными они выглядели. Углубляться в подробности было не выгодно никому. Устинов свою задачу выполнил, а в КБР предстояли выборы, и выяснять отношения с Генпрокуратурой было ни к чему.

Тем не менее, в ноябре 2001 года на брифинге начальник управления по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД КБР Фуад Шурдумов отметил, что у силовых структур и спецслужб имелась оперативная информация - выявленную в Абхазии бандгруппу Руслана Гелаева в КБР кто-то ждал: «Но конкретных лиц и адресов не было установлено».

Реляции силовиков того периода содержат массу информации о состоянии криминогенной обстановки. О религиозном экстремизме - ни слова. Лишь в январе следующего года, освободившись от предвыборных забот, (о роли МВД в ходе выборов - отдельный разговор), прокурор республики Ю.Кетов вернулся к этому вопросу на расширенной коллеги: «Наибольшую опасность для нас представляют проявления ваххабизма. Принятые меры позволили приостановить процесс распространения религиозного экстремизма. Нейтрализовать открытые попытки захвата духовной власти путем смещения законно избранного руководства Духовного управления мусульман республики».

Лично мне не понятно, что означает фраза «законно избранное руководство» по отношению к духовному руководству в стране, где церковь отделена от государства. Но прокурору всегда виднее (пока дело не доходит до суда).

Характерный момент: говоря о работе следственных подразделений различных силовых ведомств, Юрий Кетов высказал значительные претензии к следственному отделению Управления ФСБ по КБР: «Расследовано всего 8 уголовных дел, 2 направлено в суд, 5 прекращены, 1 передано по территориальности. И при такой ничтожной нагрузке допускались волокита, некачественное проведение следственных действий, принятие решений, не соответствующих материалам дела, нарушение сроков. На 8 дел вынесено 4 представления, наказаны в дисциплинарном порядке два человека».

С одной стороны, это есть характеристика качества работы УФСБ, с другой перед этим ведомством можно снять шляпу за то, что в 2001 году дела не пеклись там как блины, подобно тому, как это было в 1937-м. Их милицейские коллеги, по словам Ю.Кетова, выглядели так: рост числа преступлений, совершенных работниками ОВД: «По 362 представлениям прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечено 223 сотрудника, возбуждено 82 уголовных дела, в их числе дела за изнасилование, убийство, вымогательство взятки, 35 - за злоупотребление служебным положением, 16 - превышение должностных полномочий, 7 - получение взятки. 27 уголовных дел в отношении 31 сотрудника направлены в суд, 10 прекращены (из них 6 по нереабилитирующим основаниям)». Напомню, это - за 2001 год.

И этому, самому всемогущему ведомству в КБР предстояло бороться с различными «проявлениями» в обществе. Каким образом, если МВД Кабардино-Балкарии само стало «проявлением»? (Для блюстителей чистоты мундира замечу: к cветлой памяти погибших на посту, сказанное не относится.)

Между тем, события развивались.

[............]

Август 2003 года положил начало очередной темной интриге, родившейся в недрах правительственных умов и, на первый взгляд, не имеющей отношения к проблеме религиозных взаимоотношений. Но это только на первый взгляд.

Парламент Кабардино-Балкарии, собравшийся на внеочередное заседание, внес изменения в административно-территориальное устройство республики. Дело тут даже не в границах, которые вдруг зачем-то стало нужно переделать. Конечная цель - переподчинение администраций городов и сел, а, следовательно, реструктуризация бюджетных потоков. Среди основных доводов в пользу преобразований назывались более рационально организованная система местного самоуправления и эффективное использование местных ресурсов, приближение власти к населению и оперативное решение его жизненных потребностей, создание около 1,7 тыс. рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности и увеличение собственных доходов бюджета.

Все бы хорошо, но возникают вопросы. Причем тут границы? И откуда конкретно возьмутся 12 миллиардов рублей ежегодной прибыли, которыми пытался прельстить республику премьер Хусейн Чеченов? Из чего и каким образом они появятся? При том, что на преобразования предлагалось потратить 46 млн. реальных бюджетных рублей? И кто эти обещанные инвесторы, готовые вкладывать деньги только на таких условиях? Последующие события в Эльбрусском районе и Хасанье не косвенно, но прямо подтвердят лицемерную надуманность выдвинутых правительством аргументов. Вскоре все вылезет наружу, но уже тогда было ясно, что правительство не хочет объяснять истинных замыслов и не способно вести диалог с тем самым народом, о благе которого, якобы, печется.

Полагаю, руководство республики отдавало себе отчет в том, чем может обернуться противостояние с собственным народом. На эту мысль наводит тот факт, что, спустя несколько дней, в Нальчик прибыл Директор Федеральной службы безопасности РФ Николай Патрушев. Основная цель - инспекционная проверка готовности подразделений спецназа силовых структур России в условиях горной местности. В Приэльбрусье, где базируются подразделения спецназа, он наблюдал за ходом учений, на которых отрабатывались действия бойцов в горах. После завершения проверки Николай Патрушев с двумя проводниками поднялся на западную вершину Эльбруса. Как сообщили в пресс-службе УФСБ РФ по КБР, генерал остался доволен результатами проверки.

Едва проводили Патрушева, «24 августа примерно в 1 час 35 минут при проведении в Баксане сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий по задержанию лиц, подозреваемых в причастности к ранее совершенным на территории РФ терактам, им было оказано вооруженное сопротивление». Это сухой текст информационного сообщения. Обращает на себя внимание формулировка. Она снова не правдива. Никаких конкретных задержаний не планировалось. Просто шли по дворам как у себя дома и нарвались. Случайно. Сами милиционеры - участники этих событий этого не скрывали. Но официальные релизы пишут другие люди. Спрашивается: как готовились, если все адреса, фамилии, известны, списками на брифингах размахивали, угрожали всех привлечь? Как видно, это были неправильные списки, и неправильные адреса. Милиционеры тоже были не правильные, а вот бандиты оказались те, что надо. И как полагается «правильным» бандитам, они скрылись, а среди них никто иной, как Шамиль Басаев. О чем это говорит? Пока ездили по республике и вешали замки на мечетях, настоящие боевики культурно отдыхали.

[..............]

Ждать ответа на эти вопросы от полусгнившего МВД республики, все равно, что спрашивать который час у светофора.

Листаем газеты начала 2004 года. Заголовки материалов не дают отвлечься от тягостных мыслей: «Двух милиционеров подозревают в пособничестве террористам», «Сотрудник колонии обвинен в убийстве заключенного», «Милиционеров убили бывшие коллеги», «Майор полиции покупал патроны у майора милиции». 11 марта в столкновении с сотрудниками УВД Ставропольского края убито четверо участников незаконных вооруженных формирований, двое из которых граждане Кабардино-Балкарии, бывшие сотрудники милиции Давид Фотов и Виталий Загорулько. Легко догадаться, что сразу после своей смерти Фотов и Загорулько стали «посещать мечеть и, по некоторым данным, состояли на учете в правоохранительных органах как приверженцы ваххабизма».

Вечером 9 апреля с территории Эльбрусского и Чегемского районов Кабардино-Балкарии неизвестными людьми в камуфляже и в масках были похищены 11 человек и вывезены за пределы республики. Через некоторое время в 70 км от этого места на федеральной автодороге «Кавказ» у с. Чегем-2 неизвестные напали на пятерых человек. Спустя три дня, после пыток и избиений, захваченных выбрасывали из машины - одних в Северной Осетии, других в Ставропольском крае. По их словам, у них требовали деньги, спрашивали о связях с ваххабитами. Как установлено, только двое из похищенных проходят по учетам как имеющие отношение к радикальному исламу. Все остальные - законопослушные граждане. Потерпевшие утверждают, что их везли на автомашинах с милицейскими номерами - белые цифры на голубом фоне. Автомобили не раз останавливали на постах, но наличие спецталона открывало им все дороги. По словам ряда сотрудников правоохранительных органов республики, пожелавших остаться неназванными, такие преступления редко удается раскрыть.

Даже самому слепому и глухому сотруднику прокуратуры, хорошо известно, что вышеупомянутые «Газели» «прописаны» по адресу город Пятигорск ул. Партизанская, 1. Также прекрасно известно, какое подразделение ФСБ там располагается. Однако в разговорах с пострадавшими прокуроры не скрывают, что раскрыть эти преступления им не удастся. И понятно почему. Не для того чекистам раздают нагрудные знаки, чтобы им же потом вопросы задавать. И какие, собственно говоря, вопросы? Как известно, спрос рождает предложение. А необходимость в подобных беззакониях у тогдашних властей Кабардино-Балкарии была. В то же самое время хотелось сохранить хорошую мину на официальном лице.

Открываем самую официальную в КБР газету от 20 апреля 2004 года. Дружно и слажено трудились на субботнике Председатель Парламента КБР, сотрудники аппарата Президента и управления делами Президента и Правительства. Публикация, снабженная красноречивыми фотографиями, называлась… «Народ сорит - власть убирает». Оставляем без комментариев этот чудесный, сам по себе, заголовок. Насколько он соответствует действительности, объясняют слова министра печати и информации Л. Мороз о том, что «государственные периодические издания иногда запаздывают в освещении различных событий, на их страницах по-прежнему недостает проблемных аналитических статей». Эти слова министра взяты из соседней публикации «Чтобы слово отозвалось добрыми делами»…

Следующий опус - «Промышленность нуждается в инвестициях и новациях». В целях экономии бумаги, можно было вполне ограничиться заголовком и не утомлять Кабардино-Балкарию лишним словоблудием.

[...............]

Орудием коррумпированной элиты стали ложь и беззаконие. Вплоть до внесудебных расправ и убийств.

Название джамаата «Ярмук» стоит под глубоким сомнением. Думается, этот название придумано совместно спецслужбами РФ и Ш.С.Басаевым для того, чтобы лучше понимать друг друга и, якобы, друг с другом бороться. Долго и не бесплатно. В Кабардино-Балкарии имелась проблема взаимоотношений с серьезным религиозным сообществом, взгляды и мнение которого по поводу происходящего в республике мало расходились с мнением большинства здравомыслящих и порядочных людей. Разговаривать с ними и пытаться разрешить наболевшие вопросы была способна только здоровая, легитимная власть с незараженным коррупцией сознанием и безупречной репутацией. Только при этих условиях усилия силовиков в КБР дали бы хоть какой-то оперативный результат. Подчеркиваю - оперативный. То есть: умные подготовленные агенты, выясняют хотя бы минимум необходимой информации и докладывают ее умному подготовленному начальству. Те, в свою очередь, снабжают ею умную и некоррумпированную власть, которая вырабатывает квалифицированнее и неконфронтационные меры и, пользуясь доверием большинства народа, регулируют обстановку на основе справедливости и закона.

Теперь попробуйте в этой цепочке найти хотя бы один из имеющихся элементов? Бесполезно. На самом деле: ни одного теракта, убийства или другого деяния, организацию которого можно было бы приписать организованной экстремистской группировке в Кабардино-Балкарии не было совершено до тех пор, пока они действительно не ответили своим гонителям той же монетой. Все время, которое мы восстановили в памяти, по отношению к этим людям предпринималось ровно то, что принято называть беззаконием. А ведь они искали всего лишь справедливости.

Вопреки здравому смыслу многоконфессиональной республике в такой тонкой сфере общественной жизни как религия структурами, которые занимались религиозной политикой, оказались МВД и ФСБ и результаты оказались смертоносными.

Впрочем, самодовольство и самомнение чиновников КБР осталось еще с прошлых времен. В условиях «политического заповедника» эти качества только усилились и закрепились. Самое главное, что позволяло им долгое время чувствовать себя хозяевами всех сфер жизни в республике - безнаказанность. Именно она продолжает двигать теми, кто незаконно и попросту подло похитил Руслана Нахушева.

Безнаказанность двигает сегодня теми, кто в составе комиссий и прочих «формирований» разъезжает по городам и селам Кабардино-Балкарии, организуя сходы и «пропуская» через них решения о выселении членов семей «обидчиков» силовых структур. Они делают это для того, чтобы оттянуть момент, когда взор народа будет обращен к ним самим. А этот момент наступит.

И это будет справедливо.

полностью здесь:
https://aheku.net/news/policy/3663

коррупция в КБР, исламский терроризм, Кабардино-Балкария

Previous post Next post
Up