Российское правосудие, следует признать, интересный субъект для познания и анализа. За украденную булку хлеба в магазине пенсионера у нас могут надолго упрятать за решетку, а вот ворующего из бюджета миллионами-миллиардами чиновника или бизнесмена при поимке с поличным пожурят условным сроком и ещё дадут возможность апелляции - чтобы у того был вариант окончательно уйти от наказания. И чем чаще видишь прецеденты последнего, тем больше возникает желание узнать - почему так происходит?
В Кабардино-Балкарской республике этим летом суд вынес два приговора в отношении отца и сына Киримовых. Судьи оглашали приговоры с разницей в один день. Первый в свою бытность возглавлял МКУ «Управление ЖКХ и благоустройства - служба заказчика» Местной администрации городского округа Нальчик, второй - являлся и.о. генерального директора ООО «Дорремстрой-1». Оба кинули государство на серьезные деньги, и оба при этом отделались легким испугом (условным сроком).
Дело о дорожной фрезе.
60-летний Виктор Петрович Киримов оказался на скамье подсудимых из-за дорожной фрезы, на которую он в 2011 году выклянчил денег у местной администрации (если быть конкретным - у её главы Хагасова). Техника была успешно куплена, после чего через третьи руки отдана в безвозмездное пользование частной компании - ООО «Дорремстрой-1», которой управлял, как вы могли уже догадаться, сын чиновника - Астемир Викторович.
Трехходовая схема фактического мошенничества включала в себя также участие в ней руководителя МУП «Комбинат коммунального хозяйства и благоустройства» Мухамеда Хазритовича Жилова, 1962 года рождения, через организацию которого и проходила покупка техники и ее дальнейшая передача Астемиру Киримову.
Следствие установило, что в 2011 году Киримов-старший в беседе с главой местной администрации г.о. Нальчик Хагасовым предложил последнему совершить покупку «очень нужной» для города специальной дорожной техники, что, по словам подсудимого, повлекло бы повышение уровня благоустройства муниципальных дорог. Хагасов, думая о народе и городе, согласился с аргументами подопечного и тотчас вынес решение об увеличении уставного капитала предприятия «Комбинат коммунального хозяйства и благоустройства» («ККХиБ») на 13 980 000 рублей, после чего на расчетный счет организации капнула эта внушительная сумма.
Добившись благоволения шефа и несколько раз прокрутив у себя в голове преступный план, Киримов пришел к Жилову и приказал последнему перевести деньги одной из краснодарских компаний в счет покупки техники марки «Wirtgen W100 F». Тот, находясь в непосредственном подчинении у чиновника, и сильно беспокоясь за свою дальнейшую служебную карьеру, сделал так, как сказал начальник. Когда фриза была куплена, «ККХиБ» передал новую технику в безвозмездное пользование компании «Дорремстрой-1» на пять лет - опять же по устному распоряжению Виктора Петровича.
Два года Киримов-младший успешно зарабатывал деньги на бюджетной фрезе, которую подсуетил ему отец, пока в организацию не пришла проверка контрольно-счетной палаты г.о.Нальчика и не выявила серьезные нарушения. Оказалось, что предприятие «ККХиБ» не имело никаких юридических и моральных прав передавать в безвозмездное пользование технику, так как это шло ему только в убыток. В цифрах этот убыток оценили в 4 717 000 рублей.
Но дальше больше. Немного позже уже новый руководитель «ККХиБ» в рамках мирового соглашения отдал в собственность Киримову-младшему фрезу за поставленный ранее битум (4 635 962 рубля), а остаток денег по технике, которую оценили по остаточной стоимости чуть больше 8 миллионов, был переведен на расчетный счет МУП. При этом новый руководитель организации не принял во внимание, что рассчитываться стоимость должна была из первоначальной цены на фрезу, так как все дни ее работы она фактически принадлежала «Дорремстрою-1». Сотрудники «ККХиБ» дорожную фрезу не видели вплоть до того дня, когда полицейские ее арестовали и поставили на хранение на территории компании. Эта несостыковка и стала причиной притязания уже местной администрации, которая захотела вернуть украденные при сомнительно подписанных договорах 5 865 000 рублей.
Преступление, совершенное Виктором Киримовым и Мухамедом Жиловым, расценили в суде как повлекшее тяжкие последствия. И оба фигуранта уголовного дела должны были сесть.
Но суд принял во внимание смягчающие обстоятельства в виде наличия тяжелых болезней у подсудимых (там полный перечень с ишемическим инсультом, диабетом, гипертонической болезнью третьей степени) и решил, что исправляться мошенники вполне могут и на свободе. 3 года условно - Керимову, 2,6 года условно - Жилову. 5 865 000 рублей при этом они должны вернуть государству. Такой приговор.
Дело о нереконструированных подстанциях.
В то время, когда рабочие «Дорремстрой-1» зарабатывали деньги на бюджетной фрезе, и.о. генерального директора компании Астемир Киримов искал другие возможности увеличить свое благосостояние. И если в случае с дорожной фрезой ему помог отец, то заработать на реконструкции подстанций Зарагижской ГЭС Астемир Викторович решил самостоятельно.
Для этого он заключил соглашение по государственному контракту с Минстроем КБР (работа оценивалась в 156 110 684 рубля). И работать бы тогда во благо себе и республики, но именно с этого момента Киримов начал переступать закон.
Подписав договор субподряда (в тайне от своего заместителя, как отметил в суде последний) с руководителем ООО «РОССЫ» Кячевым, Киримов предложил тому повременить с исполнением госзаказа, изготовить и представить генеральному подрядчику акты о приемке выполненных работ с недостоверными данными, по которым можно было бы получить больше денег от государства. В этих официальных документах были необоснованно указаны объемы и стоимость фактически не выполненных работ и затрат. Алексей Хасанович Кячев пошел на этот сговор.
По представленным документам, которые подписал Киримов, Минстрой перевел на счет ООО «Дорремстрой-1» сначала 156 110 684 рубля по основной стоимости работ, после чего перевел еще 21 474 801 рубль - средства, которые числились в графе «непредвиденные затраты». Полученные преступным путем деньги были зачислены фигурантами уголовного дела на депозитный счет, с которого они получали прибыль в виде процентов.
На самом деле никакой реконструкции на подстанциях «Кашхатау» и «Псыгансу», как вы понимаете, к тому моменту не было. Более того - строительные работы, срок окончания которых по госконтракту истек в 2014 году, до сих пор не завершены.
Астемир Викторович свою вину в суде не признал, показания давать отказался. Зато много интересного рассказал его пособник Кячев. По словам субподрядчика, его рабочие не успели выполнить работы по причине того, что МРСК «Северный Кавказ» дало разрешение на начало работ только в 2013 году. Также виноваты и в «РусГидро», где в том же 2013 году принято решение о присоединении энергетических установок взамен старых технических условий: у ООО «РОССЫ» по этой причине возникли проблемы с доставкой оборудования из-за введенных против России санкций европейскими станциями. Что касается фиктивных документов о приемке, то здесь директор субподрядной организации не стал скрывать факта преступления. В суде Кячев признался, что не собирался скрываться от полицейских, похищать деньги, что он готов был завершить реконструкцию объектов, но ему помешали в 2015 году, когда следователь приостановил работы на подстанциях.
Как и отца, Астемира Киримова в итоге спасли от реального наказания болезни: острый гастрит средней тяжести, эрозивный бульбит, хронический дуоденит. Кроме этого, суд признал смягчающим обстоятельством наличие малолетних детей на иждивении. Его пособник Кячев хоть и оказался полностью здоров, также воспитывал маленьких детей, что ему и зачлось в суде.
По совокупности совершенных преступлений (ч.2 ст.201, ч.2 ст.327) Киримову назначили 3 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, Кячеву - столько же. Обоим представилась возможность обжаловать приговор в вышестоящем суде.
Вроде как и наказали, но как-то всё очень уже условно за такие преступления.
Апелляция.
Киримовы, конечно же, не преминули воспользоваться возможностью обжаловать свои приговоры. И на это у них есть веские причины, говорят люди, знающие о ситуации.
По решению суда вплоть до истечения срока условного наказания, осужденные не могут менять место жительства без согласования с органами УФСИН. При этом у Киримовых есть четкое желание покинуть страну (за время своей деятельности они успели приобрести квадратные метры за границей), но пока на них висит условный срок, сделать это будет не реально.
Как в этот раз решит наш «гуманный» суд - остается только догадываться.
https://onkavkaz.com/blogs/3788-uslovno-nakazannye.html