Через годы, через расстояния.

Sep 02, 2014 20:10

19 августа 2014 года к зданию МВД по Кабардино-Балкарской Республике подошла хрупкая женщина. По внешнему виду трудно определить её возраст, но седина и добрые морщинки на приятном лице указывали, что женщине уже немало лет. Она решительно открыла входную дверь и на вопрос дежурного сказала, что ей нужно на прием к министру. Следуя инструкции, дежурный расспросил у женщины причину её визита и порекомендовал сначала обратиться в управление по работе с личным составом министерства. Так, в кабинете заместителя начальника УРЛС, начальника ОМПО МВД по Кабардино-Балкарской Республике подполковника внутренней службы Анзора Карданова оказалась Любовь Моисеевна Гордиенко, дочь бывшего сотрудника НКВД КБАССР, похороненного в 1943 году в братской могиле на территории нынешней Республики Северная Осетия-Алания.



Любовь Моисеевна очень волновалась, комкала в руках белоснежный платочек, но нашла в себе силы и рассказала историю жизни и смерти своего отца.

Моисей Харитонович Гордиенко родился в 1906 году на хуторе Цигулиев Нальчикского округа, в крестьянской семье. В 1918 году окончил начальную школу. В 1926 году Моисей Харитонович был призван на два года в ряды Красной Армии, зарекомендовал себя дисциплинированным и храбрым красноармейцем. В 1930 году он решил связать свою судьбу со службой в милиции и обратился по вопросу трудоустройства в Народный комиссариат внутренних дел Кабардино-Балкарской АССР. В то время милиция испытывала острый дефицит в сотрудниках, которые по собственному убеждению и желанию хотели служить на переднем фронте борьбы с негативными проявлениями в нашем обществе, в связи с чем, процедура оформления на службу не заняла много времени. К тому времени М. Гордиенко женился на красивой девушке Наташе, которая впоследствии порадовала его четырьмя детьми: в 1928 году родилась Антонина, в 1930 году- Любочка, а перед самой войной, в 1938 году родились близнецы Вячеслав и Анатолий.

Служил М.Х. Гордиенко милиционером в Прохладненском районном отделе милиции, в 1933 году, с учетом деловых и приобретенных профессиональных качеств он был переведен в г. Нальчик в Управление рабоче-крестьянской милиции НКВД КБАССР постовым милиционером.

Его личная дисциплинированность, высокая ответственность, инициатива в службе, полная самоотдача избранному и такому важному делу, как борьба с преступностью, не остались незамеченными руководством Управления рабоче-крестьянской милиции республики, и его выдвинули на должность участкового инспектора Долинского отделения милиции, расположенного в городе Нальчике. Добросовестно нес службу по поддержанию надлежащего общественного порядка в санаториях и домах отдыха курортной зоны. Затем был переведен на новое место работы и до середины 1941 года успешно осуществлял свою нелегкую милицейскую службу участковым инспектором 1-го отделения милиции столицы Кабардино-Балкарской АССР.

Через некоторое время после начала Великой Отечественной войны, несмотря на то, что неоднократно подавал рапорт своему руководству об отправке его на фронт в действующую армию, по острой служебной необходимости, из-за нехватки личного состава он был направлен для усиления службы и назначен старшим надзирателем камеры предварительного заключения НКВД КБАССР.

До самой оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Кабардино-Балкарии он добросовестно исполнял возложенные на него служебные обязанности, и, по сути дела, одним из последних покинул город Нальчик, направляясь в эвакуацию на территорию нынешней республики Северная Осетия-Алания. Там ему пришлось принимать участие в выявлении диверсантов, шпионов, предателей и преступных элементов в прифронтовой полосе, выполнять свою нелегкую милицейскую службу. В первых числах января 1943 года он, в составе объединенного милицейского формирования совместно с регулярными войсками принял участие в боевых действиях по освобождению Кабардино-Балкарской Республики от немецких захватчиков. В одном из кровопролитных боев с отступающими вражескими войсками, 4 января 1943 года на территории нынешнего Лескенского района нашей республики, Моисей Харитонович был тяжело ранен. С поля боя он был эвакуирован и помещен в военный госпиталь, что располагался в здании школы с. Галон, в бывшей Северо-Осетинской АССР. Несмотря на предпринятые усилия военных врачей, он умер от ранения и был похоронен в братской могиле. Пока Моисей Харитонович лежал в госпитале, трое вылечившихся красноармейцев, по дороге домой заезжали в семью Гордиенко, в Нальчик. Передавали приветы Наталье Николаевне и просьбу навестить мужа в госпитале. Со слезами на глазах Любовь Моисеевна рассказала, что у мамы не было даже пальто и нормальной обуви, чтобы поехать в госпиталь к мужу. Заняв у соседки пальто, она все-таки выходила несколько раз на дорогу и пыталась на попутках добраться до госпиталя. Но машины проезжали мимо отчаявшейся женщины, которую дома ждали четверо голодных маленьких ребятишек.

Уже после войны, Любовь Моисеевна, исколесившая с мужем-военным немало дорог, все-таки нашла могилу своего отца. В 1981 году они поехали в Осетию еще раз и взяли с собой старушку- маму. На скромном памятнике, к сожалению, не было имен похороненных в общей могиле бойцов, и Любовь Моисеевна дала себе слово - найти свидетельства о том, что именно в этом месте похоронен её отец. На запросы в администрацию Алагирского района, в чьем административном подчинении находится с. Галон, ей ответили, что в Северной Осетии-Алании бережно относятся к местам захоронения советских воинов- освободителей, имена похороненных в братских могилах на территории республики занесены в Книгу Памяти и выслали ей ксерокопию из 4 тома Книги Памяти. С волнением прочитала Любовь Моисеевна фамилию отца в списке из 46 имен, К сожалению, в книге были допущены ошибки, неправильно указана буква отчества, К вместо Х, и неверно указана дата рождения. В точности факта захоронения можно было усомниться и могло произойти простое совпадение. Но Бог помог, как говорится и снова удача улыбнулась ей. Оформляя документы, связанные со службой мужа, сотрудники военкомата г. Зеленоград Московской области, где сейчас проживает семья Гордиенко, помогли получить информацию из Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ. Там в архивах нашлась справка о том, что Моисей Харитонович Гордиенко был на излечении в военном госпитале номер 3424 в с. Галон Северо-Осетинской АССР. У него было сквозное пулевое ранение мягких тканей верхней трети правого бедра с нарушением целостности сосудисто-нервного пучка, лечился в госпитале с. Галон и умер от ран 6 февраля 1943 года. Он перенес тяжелейшую операцию- ампутацию верхней трети правого бедра и при осложнении- заражении крови - умер.

Получив этот документ, Любовь Моисеевна сразу поняла, что такие справки может получить каждая семья, чьи родные похоронены в этой могиле. Но ведь не все знают, где искать, и где же сложили головы их мужья и отцы. В ксерокопии из Книги Памяти она прочитала фамилии бойцов из Грузии, Татарстана, некоторые фамилии были даже без инициалов. Помочь может передача «Жди меня», решила Любовь Моисеевна и решила вновь поехать в с. Галон. Вот с такой историей Любовь Гордиенко и оказалась в кабинете Анзора Карданова. По его рапорту, министр внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, генерал-лейтенант полиции С. В. Васильев выделил машину.

21 августа 2014 года мы с Любовью Моисеевной выехали в Северную Осетию-Аланию. Надо обязательно отметить, что активное участие во всей этой истории предпринял председатель Совета ветеранов ОВД и ВВ КБР, полковник внутренней службы в отставке Борис Думаев. Он оперативно связался со своим коллегой в Северной-Осетии, председателем Совета ветеранов ОВД и ВВ РСО-А, полковником внутренней службы в отставке Залимом Болиевым, и машину с гостями из Кабардино-Балкарии с раннего утра уже ждали в Алагирском районе. С огромным волнением приехали мы в поселок Гелон. В 2002 году этот поселок сильно пострадал от наводнения, и лишь в некоторых домах сейчас там живут люди. Мы быстро нашли памятник в центре сельского кладбища и положили к подножию красивую корзину с цветами. Поклонились, помолчали. Любовь Моисеевна не могла скрыть волнения, удивленно осматривала местность, более чем за 30 лет, после последнего посещения, многое изменилось. Мы сфотографировались на память, а потом, Любовь Моисеевна о чем-то недолго говорила с отцом наедине. Мы с сопровождающими нас друзьями, отошли от могилы, чтобы не мешать. На обратном пути Любовь Моисеевна, следуя своему плану, заехала к Главе местного самоуправления Мизурского сельского поселения и в администрацию Алагирского района РСО-А. Мы долго беседовали о судьбе памятника и с большим удовлетворением узнали, что к 70-летию Победы, на памятнике появится мемориальная доска с фамилиями всех воинов, что покоятся там. Эта доска уже заказана и в этом есть большая заслуга Любови Моисеевны Гордиенко. К сожалению, в п. Галон уже нет учеников и учителей, хотя здание школы, еще довоенной постройки, очень хорошо сохранилось. Мы тоже побывали там. Но в поселке уже нет никого, кто бы смог заняться поисковой работой и найти родственников похороненных бойцов. Мы беседовали с одной старушкой, жительницей Галона, которая хорошо помнит военные годы и госпиталь. Она подтвердила, что именно этот памятник установлен на месте единственного захоронения в Галоне, в котором покоятся останки солдат, умерших в военном госпитале. Об этом нам рассказывали все немногочисленные жители Галона, с которыми мы встретились на своем пути. Никаких сомнений в том, что именно в этой могиле похоронен её отец, у Любови Моисеевны уже нет. Она, через годы, через расстояния, вновь пришла к отцу на Братскую могилу и очень хочет, чтоб следуя её примеру, своих родных нашли родственники еще 45 славных патриотов Родины, сложивших свои головы в боях за Северный Кавказ.

В 2006 году в издательстве В. и М Котляровых вышла книга «Навечно в памяти народной». Её вторы З.Л. Шхагапсоев и В. И. Шипилов посвятили одну из глав этой книги участнику Великой Отечественной войны, сотруднику НКВД КБАССР, отдавшему свою жизнь за Родину и мирное небо для всех нас, Моисею Харитоновичу Гордиенко. Материалы этой книги были использованы для наиболее точного изложения рассказа Любови Моисеевны. Дорога в Осетию была очень долгой. Но, благодаря заботам потрясенного от всей этой истории нашего водителя, младшего сержанта внутренней службы Аслана Кучмезова, мы не устали и были счастливы, что молодое поколение сотрудников органов внутренних дел достойно продолжает славные дела героев Отечества.

Любовь Моисеевна Гордиенко выразила искренние слова благодарности в адрес министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской республике, генерал-лейтенанта полиции С. В. Васильева за помощь в организации поездки к месту захоронения отца, и дала согласие на предоставление необходимых документов и сведений для пополнения фондов Музея истории МВД по Кабардино-балкарской Республике.

Пресс-служба МВД по Кабардино-Балкарской Республике

НКВД КБАССР, Летопись подвигов, Книга Памяти, Моисей Харитонович Гордиенко

Previous post Next post
Up