Сохранить нельзя застроить… Что ждет одесские склоны?

Nov 12, 2009 12:13

Итак, склоны застраиваются… Оно нам надо?


Как Фонтан и Ланжерон в море сползали

Проблеме склонов не год, не два и даже не десять. Она, если так можно выразиться, ровесница города. Строить дома в непосредственной близости от моря было опасно всегда. Берег, представлявший собой обрыв известнякового плато, постоянно размывался водой, в результате чего периодически случались оползни. А сверху морской воде помогали воды подземные и надземные: во время сильных дождей образовывались бурлящие потоки, смывающие все на своем пути.

Поэтому уже с начала XIX века в Одессе начали проводить берегоукрепительные работы. Особенно активизировались они после строительства Приморского (Николаевского) бульвара. Нынешние склоны с террасами и подпорными стенами, с системой отвода грунтовых вод, опирающиеся на намытые территории порта - вот самое первое берегоукрепительное сооружение. Потемкинская лестница тоже может считаться своеобразным берегоукрепительным сооружением. История ее строительства - долгая история борьбы с оползнями и подземными водами.

Другая часть одесских берегов, от Ланжерона до Фонтана, тогда не укреплялась. Городские кварталы в этом районе не строились, только дачи и особняки. Они стояли на порядочном удалении от кромки обрыва, правда, это все равно не спасало… Творения рук человеческих с завидной регулярностью рушились в море. Развалины дач, купален и дачных оград стали неотъемлемой частью приморского пейзажа.


История помнит несколько крупных оползней, сошедших уже в ХХ веке. В 1918 году оползень уничтожил урочище Ланжерон, впечатлив немецких и австрийских солдат, которые тогда оккупировали Одессу. В 50-е годы стихия показала свою силу центру Одессы и Фонтану. В частности, улица Черноморская в одну ночь лишилась всей своей нечетной стороны. А водитель первого утреннего трамвая как-то раз понял, что дело не фонтан - до Фонтана он не доедет. Несколько сот метров берега вместе с трамвайными рельсами рухнули вниз. С тех пор трамвай между 12 и 14 станциями делает петлю по частному сектору.

Парк «Юбилейный» и волнорезы - панацея против оползней

- Характер нашей оползневой зоны - функция наступления моря на берег, - отмечает член Союза архитекторов Украины, главный архитектор института «Одесгражданпроект» Семен Гольдвар. - Так что, в первую очередь надо облегчить склон (уполаживание) и усилить пляжную зону. Кроме этого, перехватить грунтовые воды и выбросить их через штольни в море. Укрепить склоны посадкой деревьев с крупной корневой системой (тот самый парк «Юбилейный», о существовании которого ничего не знает одесская мэрия, - ТАЙМЕР), и устроить водостоки со склонов системой нагорных каналов. Всё это можно проследить на примере 6-ти километровой зоны от Ланжерона до Аркадии.

Действительно, именно так в 1960-70-е годы и проводилось укрепление берега от Ланжерона до 16-й станции Фонтана. Сначала, сразу после войны, склоны с целью их укрепления начали засаживать деревьями малоценных пород - акацией и прочими. А после оползней 50-х обрывистые берега начали уполаживаться, создавались террасы, состоящие из водостойких глин, на которые положили сначала щебневую подушку, потом слой плодородного грунта и засадили деревьями. Таким образом грунтовой воде обеспечили свободный выход в море.


Так, постепенно, было создано то, что в 1967 году городской совет назвал парком имени 50-летия Великого Октября, а затем переименовал в «Юбилейный». В том, что на склонах действительно был когда-то парк, может убедиться каждый, пройдя по террасам: там на каждом шагу попадаются основания скамеек, остатки фонарных столбов, перекошенные лестницы…

В дополнение к парку вдоль берега была построена система пирсов и параллельных берегу волнорезов. Кроме того, на протяжении всего побережья от Ланжерона до Фонтана насыпали искусственные песчаные пляжи с бетонной отбойной стеной. Таким образом было полностью устранено влияние прибоя и оползней.

Это та часть берегоукрепительных сооружений, которую мы видим. Но есть еще и невидимая. Вдоль побережья проходит водоотводящая штольня длиной 17 километров, в которой проложены рельсы и могут ездить вагонетки. Под ней размещено 357 фильтрационных водопонижающих скважин, а перпендикулярно - выполняющие ту же функцию штольни. Только на участке от Отрады до переулка Кренкеля их три, сквозь каждую вытекает по 350 кубических метров воды в час.
В общем, образовалось замечательное и достаточно редкое сочетание инженерных сооружений и красоты - вместо безжизненных глинистых обрывов Одесса получила прекраснейший парк.

Стоимость всего этого великолепия в пересчете на доллары по современному курсу составляет порядка 35-40 миллионов долларов за один километр. Побережье одесское - 17 километров, то есть всего на его обустройство было потрачено 600-680 миллионов долларов. Это стоимость первой и второй очередей берегоукрепления. Средства на сооружения выделялись поэтапно лично председателем Совета Министров СССР - настолько велика была важность сохранения Одессы от оползней. Третья же очередь, от 16-й станции Фонтана до Черноморки (Люстдорфа), так и не была построена. В результате волны размыли черноморский пляж, и он приобрел свой нынешний вид.

День сегодняшний: сохранить нельзя строить

В 90-х годах на верхней кромке склонов началось строительство жилых домов. Так появились элитные многоэтажки в улочках и переулках, ведущих к морю от Французского бульвара и Фонтанской дороги, на улице Черноморской и Лидерсовском бульваре. А существующая подземная дренажная система была заброшена и понемногу перестала в полном объеме выполнять свои функции. Прямо над центральным входом в дренаж у Лермонтовского переулка выросла «средневековая» башня какого-то «нового одессита».


Ну, а потом понеслось… Мэрия начала раздавать участки под застройку многоэтажками непосредственно на самих склонах. «Миханики Украина», «Рыночным технология», «Макстрою» и другим компаниям. Одесситам такое положение дел не понравилось, начались акции протеста, суды… Все это застройщиков, действовавших в теснейшем альянсе с городской властью, совершенно не волновало. Один из них - Hi-Raise Constructions в начале 2008 года начал под видом берегоукрепительных работ возводить 24-этажную домину прямо на берегу моря под санаторием «Россия». Омываемые морем высотки выросли между Аркадией и 10-й станцией Фонтана. Там же, кстати, возводят и так называемый «дворец Гарри Поттера» - «базу отдыха для студентов Юракадемии».


При этом парка на склонах городская власть в упор не видит, хотя чиновникам не раз и не два тыкали в лицо решением горсовета №525, в котором русским по белому указан парк «Юбилейный» площадью 320 гектаров от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана.

- Решение горсовета от 17 декабря 1992 года об упорядочении землепользования в парках Одессы, согласно которому приморские склоны площадью 320 гектаров были обозначены как «парк Юбилейный» - филиал парка имени Шевченко, не выполнено, а границы и площадь зеленых насаждений на склонах неизвестны, - заявила ТАЙМЕРУ замначальника горуправления экологической безопасности Валентина Дацюк.


Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо… Строители работали, горожане протестовали (меньшая часть) или равнодушно взирали на стройки (большинство), власть подсчитывала деньжата от продажи земли. Но тут вмешался суд и заблокировал строительство на двух участках («Макстрой» и «Рыночные технологии»), а потом грянул кризис, и главный застройщик - «Миханики Украина» - оказался не у дел: его кредитный рейтинг упал ниже плинтуса. Таким образом, масштабное строительство на склонах заморозилось на неопределенный срок.


Впрочем, это совсем не означает, что опасность миновала. В проекте Генерального плана развития Одессы, который вот-вот утвердит горсовет, судьба склонов прописана однозначно: из 361 гектара лишь 155 гектаров сохранят статус «зеленой зоны».

- Мы против застройки вверху, на кромке, но не внизу, - говорит начальник муниципального управления инженерной защиты территории города и развития побережья Владимир Соколов. - Точечные посадки в виде многоэтажных зданий пригрузят склон, и мы с вами сможем спокойно спать. У нас искусственно уположенные, а не природные склоны. Какие там легкие города? Склоны строились не для парка! Какой там парк? Бутылки, мусор вывозится самосвалами. Мы ничего не теряем. Мы находим на карте только 12 гектаров парка!..


У другого специалиста, профессора Валерия Уренева, заведующего кафедрой архитектуры зданий и сооружений ОГАСА, на этот счет иная точка зрения.

- Если бы авторы проектов застройки склонов конкретно сказали, что получат от них одесситы. Горожан не интересует, что на этом кто-то заработает! Внешний вид зданий ужасен! Разверстка ужасна! Склон нигде не показан на картах…


Заведующий кафедрой физической географии и природопользования Одесского университета имени Мечникова, доктор географических наук Юрий Шуйский рассказал нам, что проблема застройки побережья имеет два аспекта: состояние склонов и состояние пляжей:

- Дело в том, что наши склоны сложены из особых пород - верхние слои из лесса, который подвержен намоканию и разбуханию. Эта территория уже застроена домами, и последствия можно легко увидеть. Если пройтись по существующим высоткам в прибрежной зоне и поспрашивать, работают ли лифты в этих зданиях - жители ответят, что нет. Уже произошла деформация зданий, лифты там пускать опасно. Сейчас же планируется застраивать нижние террасы, а это они сложены из очень вязких глин и ила. Это самые «текущие» слои, которые подвержены оползням. При таком ненадежном качестве грунтов строительство высотных, тяжелых зданий может привести к их дальнейшей деформации.


Мнение архитектора Семена Гольдвара:

- Не нагружайте склоны - съедете вниз! Это аксиома! Оставьте эту зону нам, городу. Да, парк ныне неухожен и загажен. Но это не означает, что его надо застраивать! Верхняя кромка уже застроена - и каков результат? В прошлом году из-за неправильного строительства дороги у стадиона, что под переулком Азарова, начал ползти склон. Внизу идет строительство - у стадиона под спуском Азарова, под санаторием «Россия». Что там будет, неизвестно. И еще один момент. Нынешняя зеленая зона на склонах - самая большая в Одессе. В настоящее время площадь зеленых насаждений в Одессе - всего 54% от необходимой нормы. Только поэтому любое сокращение парковой зоны в городе недопустимо, и особенно это касается склонов. Дело в том, что только здесь деревья растут на достаточно большом расстоянии от автодорог, рядом море, в силу чего только здесь можно дышать самым чистым в городе воздухом.

Так что, во фразе «сохранить нельзя строить» запятую нужно ставить перед «нельзя». Если склоны будут застроены, то Одесса в очередной раз подвергнется опасности оползней, плюс существенно сократится площадь, занимаемая зелеными насаждениями…

Когда этот материал был уже готов, стало известно, что Кабинет министров Украины предложил Верховной Раде присвоить одесским склонам статус национального природного парка. Лед тронулся?

timer.od.ua
фото мои и Алексея Кравцова

фото, одесса, склоны

Previous post Next post
Up