27 августа одесситы из организации "Большая Одесса" подписали договор о строительстве боевой медицинской машины БММ-70 для 28-й механизированной бригады, дислоцирующейся в Чабанке. Деньги на бронированную скорую помощь собирают всем миром - нужно почти миллион гривен, уже собрали более половины, а готова машина будет через месяц. А я побывал не бронетанковом заводе в Николаеве, где строят новые, ремонтируют старые бронетранспортеры и прочую колесную бронетехнику.
1. Боевая медицинская машина БММ-70
Боевые потери одесской 18-й механизированной бригады, которая дислоцируется в поселке Черноморское (Чабанка), не оставили равнодушными жителей города. По инициативе общественников из организации "Большая Одесса", 21 августа начался сбор средств на постройку для нужд бригады боевой медицинской машины БММ-70 - по сути, бронированной скорой помощи на базе бронетранспортера БТР-70. За неделю одесситы уже собрали более 600 тысяч гривен из необходимых 979 тысяч - именно столько стоит такая машина в стандартной комплектации.
2. Собственно, процесс подписания договора о постройке БММ-70
3. Николаевский бронетанковый завод - достаточно старое предприятие, основанное сразу после Великой Отечественной. С того времени и до 2012 года завод назывался просто "ремонтно-механическим", но за таким скромным названием скрывалась военная суть.
Здесь ремонтировали танки - Т-34, ИС-2, Т-54, Т-55, гусеничные самоходки вроде СУ-100 и ИСУ-152. А с 1960-х годов завод перепрофилировался на колесную бронетехнику - бронетранспортеры и бронемашины. В независимой Украине завод начал не только ремонтировать, но и выпускать новую бронетехнику - как с нуля, так и на базе имеющихся бронекорпусов бронетранспортеров и БРДМ. Появились и иностранные заказчики - Бирма, Ирак, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, ряд стран Африки и Грузия. Последние пару-тройку лет завод работал почти исключительно на экспорт, и лишь горячим летом 2014-го начал массово работать на нужды Украины - выпускать новые и ремонтировать поврежденные в боях на Донбассе бронетранспортеры.
4. Собственно, боевая медицинская машина - это разработка инженеров Николаевского бронетанкового, представленная в 2008 году, но запущенная в реальное производство только в нынешнем году. На базе стандартного бронекорпуса БТР-70 создается мобильная клиника - машина способна не только перевозить более десятка раненых, но и служить передвижной и защищенной броней операционной. Именно поэтому над приземистым корпусом возвышается достаточно высокая рубка - врачам для полноценной работы нужно стоять в полный рост. Вариантов перевозки раненых есть несколько: 12-13 легкораненых в сидячем положении, шестеро лежачих и трое сидячих, либо четверо лежачих и трое-четверо сидячих, при этом медики могут полноценно оказывать помощь раненым. Экипаж медицинской машины три человека: механик-водитель, врач и фельдшер. Вооружения нет никакого, поскольку это запрещено международным правом. Разве что, врач может иметь при себе пистолет для самообороны. Но в нынешних условиях это слабая надежда - по словам директора завода Александра Швеца, сепаратисты целенаправленно ведут огонь по врачам, чтобы они не могли оказывать медицинскую помощь раненым.
5. "Такая машина жизненно необходима не только в военное время, но и в мирное - для спасателей. Мало того, что она проходит везде, так еще и может плавать и действовать в условиях техногенных катастроф. А это актуально во время наводнений на нижнем Дунае или в Карпатах, и даже в условиях ядерной катастрофы. В данном же случае мы постараемся как можно скорее изготовить эту машину - чем раньше она начнет работать, тем больше человеческих жизней будет спасено". - говорит Александр Швец и добавляет, что от всей души благодарен одесситам, решившим сделать такой спасительный подарок для военных.
6. Всего за нынешнее лето завод изготовил шесть боевых медицинских машин, строится седьмая - для николаевского добровольческого батальона "Святой Николай", а восьмая заказана для одесской 2801 бригады. Первую машину заказали и передали тому же "Святому Николаю" губернатор Николаевской области и его заместитель, еще одну 21 августа подарил 79-й бригаде ВДВ лично президент Петр Порошенко.
7. Так что, примерно через месяц, а то и раньше - ждите еще одного репортажа. А на фото - готовые к отправке в войска бронетранспортеры для вооруженных сил Украины.
8. Модель танка в кабинете директора завода
9. БРДМ-1 на постаменте на территории завода
10. БММ-70, вид сзади
11. Задняя часть медицинского отделения БММ-70. Через люк сверху можно в горизонтальном положении внести носилки с раненым.
12. Передняя часть медицинского отделения и место механика-водителя.
13. Вид из медицинского отделения на моторный отсек
14. Место механика-водителя
15. Рабочие загружают в медицинское отделение штатные носилки и лежачие места для раненых - через широкий боковой люк
16. Предельно технологично, достаточно просторно и удобно.
17. Моторы. В базовой версии - два бензиновых движка, в идеале можно ставить два дизеля Iveco с суммарным расходом до 38 литров солярки на 100 км - по шоссе или по проселочной дороге.
18.
19. Эта БММ-70 строится для добровольческого батальона "Святой Николай"
20.
21. Работа кипит
22. Площадка готовой продукции завода
23. Старые бронекорпуса, которые приводят в порядок и создают на их базе новые БТР.
24.
25. Сырье - хороший бронекорпус почти вечен
26.
27.
28. Цех для испытаний готовых БТР. На первом плане - упаковка с кондиционером для боевой медицинской машины.
29. Сборочный цех, корпус БТР, который будет продан одной из азиатских стран.
30. Корпусный цех - тут варят новые бронекорпуса и восстанавливают старые.
31. Сборочный цех. Все на экспорт.
32. Этот и другие БТР привезли на ремонт из зоны АТО. У заводчан есть пара-тройка дней на то, чтобы привести в боеготовность этот агрегат, внутри которого все выжжено от попадания кумулятивного боеприпаса.
33. Еще один боевой ветеран из Донбасса
34. Бойцы дополнительно защищают технику как могут
35.
36. Осколочные и пулевые пробоины
37. Колонна подбитых в боях БТРов.
38.
29. Все это будет отремонтировано и скоро вновь будет защищать Украину
40. А вот эти БРДМ - на экспорт в Африку.
Опубликовано на
Южном Курьере