Очень существенно дополненный и отредактированный пост, опубликованный несколько дней назад. Предыдущий удален.
Для того, чтобы увидеть пещерный город, одесситу вовсе не обязательно ехать в Крым или становиться археологом. Достаточно всего лишь сесть на 20-й трамвай, прокатиться на нем до конечной и прогуляться пешком по склонам Шкодовой Горы. Впрочем, пора бы рассказать об этом поподробнее.
В начале позапрошлого столетия в Одессе насчитывалось всего лишь несколько десятков каменных домов. А первые строители обитали, главным образом, в землянках. Был еще один оригинальный тип жилья - пещеры, вырубленные в известняковых скалах. Их оборудовали лесенками, переходами, полками, тут имелось все необходимое для жизни. Эти, со временем заброшенные, каменоломни находились в пределах города. Обитавшая в них беднота маркировала входы и выходы, знала запутанные лабиринты одесских катакомб.
Одесса благоустраивалась, появлялось все больше каменных строений. Но неимущие моряки и каменотесы все так же ютились в подземных задворках. Поначалу "пещерные дома" тянулись вдоль приморской полосы от мыса Ланжерон в направлении Малого Фонтана. Но чтоб облагородить "морской фасад" и снизить криминогенную обстановку, по приказу властей сырые и мрачные каменные склепы в этих местах были завалены, а зияющие входы - запечатаны. Беднота облюбовала для своего подземного места жительства берега Хаджибейского лимана - склоны Шкодовой горы.
Жить в таких пещерах было не особо комфортно. Одолевали сквозняки, сырость, холод. Но это еще цветочки, "ягодкой" мог стать обвал, запросто способный отправить обитателей пешеры к праотцам. Тем не менее, тут жили. Пытались создать мало-мальское подобие домашнего уюта. Пещерный город в районе Хаджибейского лимана на склонах Шкодовой горы существовал еще в 20-е годы прошлого столетия. Большую часть пещерных жилищ уничтожили в 30-е гг. при строительстве нефтеперерабатывающего завода или приспособили под склады. Оставшиеся пещеры еще долго служили пристанищем, до конца 80-х годов, когда последних "троглодитов" отселили из санитарной зоны нефтеперерабатывающего завода в высотные пещеры поселка Котовского. Сохранившиеся пещерные жилища или их руины сейчас еще можно увидеть в районе улицы Гладкова.
Добираться сюда очень просто. Сначала надо попасть на конечную станцию "Херсонский сквер" у Пересыпского моста и сесть там на 20-й трамвай. Уже в вагоне вы сразу можете заметить другую атмосферу - все пассажиры здороваются друг с другом, с вагоновожатым, пьют пиво прямо в салоне. Говорят, как правило, на суржике, частенько перемежаемом матерщиной. Город вроде бы тот же, а люди другие...
Как только трамвай отправляется, то попадает в первую достопримечательность маршрута - тоннель под железнодорожной насыпью, известный как "Глухой мост". В этом тоннеле находится еще одна редкость - сплетение трамвайных путей. Кроме Одессы, такое есть в Москве, в Праге, еще недавно было во Львове...
Выезжаем из туннеля - и попадаем в промышленно-инфраструктурные дебри. Трамвай идет между железнодорожными насыпями, под железнодорожными мостами, среди огромного скопища тяжелых грузовиков, ждущих своей очереди в порт.
Выехав из-под моста, трамвайчик начинает продвижение по улице Известковой, которую доморощенные картографы уже успели перекрестить в "Вапняную". С одной стороны улицы - полуразрушенные спуски со Слободки и убогие дома, от которых веет сыростью, безнадежностью, упадком, с другой - огромные корпуса заводских цехов. И между ними - лошади.
Доехав до старинного, 1856 года постройки здания лакокрасочного завода, трамвай сворачивает с Известковой. Вагончик движется вдоль какой-то сточной канавы, по бокам от линии - какая-то промзона и завод "Биостимулятор". Тут же можно увидеть заросшую густой растительностью площадку, на которой еще несколько лет назад располагалось разворотное кольцо. В советское время тут разворачивались трамваи, возившие рабочих на окрестные заводы, или же в случае затопления Хаджибейской дороги. Сейчас путей там нет, и о кольце напоминают лишь остатки стрелки на основном пути.
После Биостимулятора трамвайная линия выходит на, собственно, Хаджибейскую дорогу и проходит мимо озерца, называемого местными жителями "Лебединым озером". Совсем давно она именовалась "дорогой на хутор Фоминых" и вела в нынешнее селение Фомина Балка, связывая, таким образом, Одессу с ее "старшими братьями" - казацкими поселениями в районе Усатова. А еще эта дорога проходила под склонами горы, и за свое "качество" породило поговорку "Сама шкода, а не шлях!". Ну а название Шкодова гора, сами понимаете, откуда взялось в таком случае... Попасть на Ходжибейскую дорогу до революции можно было по Куяльницкой дороге, обозначенной на всех картах того времени. Тогда же начиналась и промышленная история этого района - именно тут, на Куяльницкой дороге находился завод Шполянского, производивший различную металлопродукцию. В советское время завод этот был расширен, поглотил территорию нескольких соседних фабрик и Куяльницкой дороги. Проезд стал возможен по улице Известковой, бывшей Филодоровской. Тут же и нефтебаза, ранее бывшая "поливной станцией Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ)".
А вот типичные пейзажи Хаджибейской дороги нашего времени. Без трамвая тут никак - это самый надежный и самый стабильный транспорт. Когда в начале 2000-х трамвайную линию хотели закрыть под предлогом нерентабельности, только протест жителей Хаджибейской дороги спас 20-й трамвай...
Люди живут здесь вот так. Контрастно. А кое-где уже не живут.
А вот так выглядела Хаджибейская дорога и трамваи в эпоху развитого социализма. Кстати, трамваи модели КТМ-2 в Одессе ходили дольше всех в Советском Союзе - официально они были списаны в 1987 г., но их видели выходящими на 20 маршрут еще в 1990-м.
Вот этот кадр показывает всю прелесть поездки на трамвае...
На линии сохранилось несколько старинных бельгийских остановочных павильонов. Точно таких же, как на Большом Фонтане. А если углубиться в историю, то можно узнать, что в Одессе было две линии паровика "Ваньки-Головатого": первая - на Большой Фонтан, вторая, торжественно освященная в 1893 г. - на Хаджибей. На Хаджибейской линии паровика тоже были станции, всего их было семь. Это вам не Фонтан... Сохранились павильоны на 6-й станции (конечная у Хаджибейского лимана, целый), на 5-й (полуразрушенный) и на 3-й (Наполовину перестроенный и заброшенный). Остатки от еще одного разрушенного павильона еще недавно валялись у рельсов... Хаджибейская линия появилась в конце позапрошлого века в рамках обширного проекта организации движения к лиманам, Хаджибейскому и Куяльницкому. Тогда там были дачи состоятельных людей, и пляжи, которые собирали много народу. Лиманы использовались как курорт. Сначала от станции "Херсонский сквер" была построена линия парового трамвая, шедшего напрямую сквозь плавни до Хаджибейского парка, вокруг которого были дачи. В самом парке были пруды, выложенные плитами и фонтаны. Через некоторое время городская управа дает разрешение на строительство конки от конечной станции парового трамвая до нынешнего поселка НАТИ, что за селом Нерубайское. После электрификации образовалась сплошная трамвайная линия №20 от Херсонского сквера до Нерубайского. Но значение линии изменилось. После Революции и Гражданской войны дачи были разорены, и, дополнительно к этому на Шкодовой горе был построен нефтеперерабатывающий завод. Значение этих мест как курорта значительно снизилась.
Еще одна остановка, наверное, имела самое необычное народное название - "зеркало". Дело было так. Остановочный павильон стоит перпендикулярно трамвайной линии, и, чтобы пассажиры смогли увидеть подходивший со стороны лимана трамвай, рядом с павильоном было установлено большое зеркало. Сейчас это остановка "Сельхозпредприятие".
Дальше можно увидеть симпатичную беседку в плавнях Хаджибея, перебегающие через трамвайные пути стада коз, трамваи в густых зарослях...
Еще совсем немного - и мы попадаем на конечную "Хаджибейский лиман". Тут сохранилась почти в первозданном виде бельгийская остановка. Еще пару метров от трамвайного кольца - и перед нами дамба Хаджибейского лимана, по которой проходит Объездная дорога. Тут заканчивается Одесса. Мало кто знает, что до Великой отечественной войны линия шла дальше, до Хаджибейского парка и, фактически, до Нерубайского.
После того, как вначале 30-х гг, уровень Хаджибейского лимана стал повышаться, во избежание затопления Пересыпи, была построена дамба. Трамвай ходил теперь только до 7-й станции (Хаджибейский парк). 7-я станция находилась внизу возле парка на месте нынешнего поворота окружной дороги с дамбы наверх. Дамба более ранней постройки, защищающая трамвайную линию на участке от парка до Усатово уже не удерживала воду. В 1940-1941 гг. вновь построенная дамба оказалась слишком слабой. Уровень воды повышался и снова возникла угроза затопления Пересыпи. Дамба укреплялась в авральном порядке. Каждый завод Пересыпи, которой грозило затопление, ежедневно выделял определенное количество людей для работы на канале и дамбе. Одновременно копали канал лиман - море. В этом участвовало большое количество людей. Работали почти круглосуточно. Но к началу войны канал все же не был закончен, и к сооружению его вернулись после войны.
Часть трамвайной линии от нынешней конечной до Усатово оказалась затопленной навсегда. Во время Великой Отечественной войны при оставлении советским войсками города дамба была взорвана, Поля Орошения и Пересыпь были частично затоплены. Трамвай во время войны не работал. Есть некоторые данные о том, что трамвай изредка работал во время оккупации. После войны трамваи пошли только в 1948 г. по тем самым путям, побывавшим под водой в 1941-1944 гг., сходы вагонов с рельс были явлением чуть ли не ежедневным. Линия была восстановлена, а, фактически, построена заново под широкую колею уже в 50-х годах.
В дореволюционные времена линия паровика от остановки "Сельхозпредприятие" шла напрямую через плавни до 5-й станции. Но, в ходе электрификации и подготовки к пуску трамвая в 1910-х годах, пути проложили заново вдоль извилистого склона Шкодовой горы. Остатки старой насыпи просматриваются до сих пор, а местные жители называют их и еще одну заброшенную дорогу через плавни просто и лаконично - "конка".
На фото видно склон Шкодовой горы, столбы трамвайной линии, заводик, а за заводиком, рядом с озерком - как раз и должна проходить старая насыпь "конки".
Поднимаемся выше. Открывается прекрасная перспектива на Хаджибейский лиман, Поля Орошения, Пересыпь и даже центр города. Видно даже высотные корпуса санатория "Куяльник". А сквозь трубы заводов и электростанций Пересыпи проглядывают колокольни храмов и высотные новостройки центра Одессы.
По склонам Шкодовой Горы тянутся две длиннющие улицы - Республиканская и Гладкова. На каждой - нумерация дворов зашкаливает за 300. Ниже, вдоль нижней кромки склона, тянется уже пройденная нами Хаджибейская дорога. А еще здесь есть улица Энгельса. Сами улицы частенько напоминают козьи тропы. Среди ухоженных жилых домов встречаются заброшенные развалюхи, а то и вовсе развалины - как после бомбежки.
Раньше тут было три поселения, ныне сросшиеся в одно целое. Это Малый, Средний и Большой Куяльник. Малый Куяльник находился в районе Лебединого озера и остановки "3-я станция" ("Республиканская"). 4-й станции (нынешняя остановка ул. "Гладкова") соответствовал Средний Куяльник. Почему, спросите вы, Куяльник, когда тут - Хаджибей? Все просто. Дело в том, что еще в XVIII веке оба лимана именовались Куяльниками. Куяльницкий лиман - Большим Куяльником, Хаджибейский - Малым Куяльником. Эта особенность сохранилась в названиях речушек, впадающих в лиманы - в Куяльницкий впадает речка Большой Куяльник, а в Хаджибейский - Малый Куяльник
Жить тут не очень удобно. Если внизу, на Хаджибейской дороге - то вашим врагом становится сырость - местность здесь ниже уровня лимана, воткнешь лопату в землю - выймешь ее уже мокрую. Одолевают комары - рядом Поля Орошения, фактически - болото. Растает снег - готовь лодку. Вода тут стоит даже между шпалами на трамвайном пути. Когда тут потоп, то трамвай не ходит, а доехать сюда можно разве чтона внушительном внедорожнике.
Если живете на склоне - бойтесь оползней. Именно для защиты от оползней тут строят внушительные подпорные стены и террасы, причем частенько - из камня, взятого в развалинах брошенных домов.
А это - местные чудо-звери!
Сквозь зелень виднеются промышленные ландшафты нефтеперерабатывающего завода...
Но самые впечатляющие виды открываются вечером с Хаджибейской дороги...
Вот и все. Пора домой. На трамвайных рельсах нас провожает вот такое пушистое огненное чудо.
И по пути попробуем поразмышлять, что же ждет эти места в будущем? Поля Орошения уже понемногу осваиваются - строится контейнерный терминал морского порта ("Сухой порт") и подъездные дороги к нему от Пересыпи и от Объездной дороги. "Сухой порт" уже вызвал некоторый всплеск активности в этом районе - в виде строительства мини-гостиниц для дальнобойщиков. Возможно, в некотором будущем тут начнут прокладывать очередной кусок магистрали "Север-Юг". Тогда, при нынешнем подходе к дорожному строительству в Одессе, незавидная участь ждет 20-й трамвай - его попросту закроют, чтобы не мешал. Особенно - учитывая плачевное состояние трамвайных путей... А в проекте Генерального плана вообще заложено строительство на Полях Орошения, прокладка тут новых улиц, троллейбусной линии...
Не проще ли подремонтировать трамвайные пути и устроить здесь своего рода "экстремальный" аттракцион для туристов в виде трамвая в камышах? Заодно и жители Шкодовой Горы сохранят связь с городом. Получится и дешевле, и надежнее.