Военно-морские силы Украины в прежнем их виде можно считать окончательно потерянными для страны. По большому счету, из крупных кораблей, имеющих реальное боевое значение, под украинским флагом остался единственный фрегат «Гетьман Сагайдачный» Остальные корабли сменили флаги на Андреевские - добровольно или принудительно.
Из того, что осталось реально подконтрольно Украине, из 16 боевых кораблей прежнего состава военно-морских сил - лишь фрегат «Гетьман Сагайдачный» и немного плавучего металлолома, находящегося в Западной военно-морской базе (Практическая гавань Одесского порта). В озере Донузлав под флагом Украины остался минный тральщик «Черкассы».
К этому также следует добавить сторожевые корабли и патрульные катера Морской охраны пограничной службы Украины, часть которых успела перебазироваться из Крыма в Одессу. Речь идет о 12 единицах из Севастопольского и Ялтинского отрядов Морской охраны, в число которых входили сторожевики «Григорий Куропятников» и «Николаев». Еще 11 боевых единиц Морской охраны Керченского отряда перешли из Крыма в Мариуполь на Азовском море.
Следует признать, что в условиях эскалации политического и военного кризиса в Крыму лишь командование пограничной Морской охраны смогло оценить обстановку и отдать приказ на перебазирование кораблей и катеров в Одессу и Мариуполь. И даже в такой обстановке часть сил в Балаклаве и Севастополе уже подверглась блокированию со стороны вооруженных сил России. Командование же Военно-морских сил Украины, сначала в лице отстраненного, фактически, за государственную измену контр-адмирала Дениса Березовского, а затем - контр-адмирала Сергея Гайдука, не смогли оперативно перебазировать на Одессу хотя бы те корабли, которые были способны выйти в открытое море.
В новых обстоятельствах следует ожидать существенного изменения роли военно-морских сил в общей структуре вооруженных сил и внешней политики страны. Главной задачей ВМС Украины как было, так и остается, причем еще и актуализируется, защита собственного побережья.
Во-первых, Украина фактически потеряла Крым с его базами, расположенными в центре Черного моря и позволяющими контролировать его полностью - кораблями, авиацией и даже береговыми ракетными комплексами. Также Украина потеряла при этом большую часть своей экономической зоны в Черном море и нефтегазоносный шельф Северного Причерноморья, инфраструктурно «завязанный» на побережье Крыма.
Во-вторых, морская граница Украины оказалась разорванной на два изолированных друг от друга участка - Северное Причерноморье от устья Дуная до устья Днепра и Каркинитского залива и Азовское побережье. Керченский пролив полностью контролируется Россией, и в случае обострения ситуации пограничные корабли и катера в Азовском море оказываются полностью изолированными. Кроме того, торговое судоходство в портах Азовского моря также оказывается зависимым от позиции России, а сами торговые суда будут вынуждены платить пошлины и другие сборы за проход Керченским проливом - и это не может не отразиться на работе металлургических предприятий Донбасса и угледобывающей отрасли, чья продукция традиционно вывозится морем через Мариуполь и Бердянск.
В-третьих, сокращение корабельного состава больше не дает возможности Украине принимать участие в международных акциях - учениях, антипиратских и антитеррористических операциях, демонстрационных походах и «визитах вежливости» за пределами Черного моря. Единственный крупный корабль «Гетьман Сагайдачный» теперь должен постоянно находиться на страже морской границы. Таким образом, если раньше отдельные корабли ВМС Украины регулярно появлялись в Средиземном море и даже в Индийском океане, то теперь операционная зона ВМСУ полностью сократилась до северной части Черного моря - треугольника с углами в устье Дуная, мысе Тарханкут и Одессе.
В таких обстоятельствах первостепенной задачей является скорейшее пополнение корабельного состава. Первым шагом в этом направлении может стать передача военно-морским силам пограничных сторожевых кораблей. Это 12 кораблей небольшого водоизмещения, имеющих легкое артиллерийское вооружение (76-мм или 30-мм автоматические пушки) и противолодочное вооружение из реактивных бомбометов или простых глубинных бомб. Ударного вооружения эти корабли не имеют, так как они изначально строились в советское время для КГБ с целью пограничной службы.
Не исключено, что Украина попытается каким-либо образом вернуть свои прежние корабли с помощью судебных исков. Возможно, что в этом ей будет оказана международная правовая помощь. Но шансы на успех подобной волокиты минимальны.
Наиболее оптимальным вариантом усиления ВМС является строительство кораблей на собственных верфях. В частности, для этого необходимо активизировать строительство заложенного еще в 2011 году корвета проекта 58250 водоизмещением более 2500 тонн, а также, наконец-то, начать строительство еще трех запланированных кораблей этого типа. Однако, даже в самых благоприятных условиях и при наличии достаточного финансирования, первый корвет может вступить в строй не ранее 2016-2017 гг., а другие - еще позже.
Поэтому вполне возможным и достаточно быстрым путем пополнения военно-морских сил может стать закупка подержанных кораблей в Западной Европе, США или других странах НАТО. По такому сценарию уже пошли черноморские «соседи» - Румыния, закупившая в 2011 г. два британских фрегата проекта 22 постройки конца 70-х и Болгария, которая в 2004-2008 гг. приобрела три бельгийских фрегата типа «Вилинген», построенных в середине 70-х. Закупка Украиной двух-трех боевых единиц класса «корвет» или «фрегат», позволит вывести ее военно-морские силы из нынешнего состояния глубокого кризиса и «протянуть время» до окончания строительства собственных корветов. Такие корабли могут поставить США в качестве военной помощи (списанные фрегаты класса «Оливер Х. Перри»), либо одна из европейских держав, скорее всего - Великобритания, которая издавна продает устаревшие и выводимые из состава флота боевые единицы другим странам.
Отдельно стоит вопрос относительно достройки ракетного крейсера «Украина», однотипного с флагманом российского Черноморского флота «Москва». С одной стороны, корпус, главные механизмы крейсера завершены более чем на 90%. С другой стороны, все его главное ракетное и артиллерийское вооружение, все электронные системы необходимо заказывать в России. Кроме того, необходимо учитывать, что основные конструкции крейсера уже более двух десятков лет законсервированы и попросту ветшают, а его электронное оснащение - это технологии еще 1980-х гг. Достройка такого корабля оказалась неактуальной даже для России в период относительно теплых отношений с Украиной в 2010-2013 гг. - именно по причинам моральной и физической устарелости крейсера. А Украине этот крейсер, созданный как «убийца авианосцев», не нужен и по стратегическим соображениям, да и в условиях нынешнего географического положения единственной базы в Одессе ему будет попросту негде развернуться в небольшом уголке Черного моря.
С точки зрения инфраструктуры Одесса вполне может принять как все наличные военно-морские силы, так и с перспективой их некоторого увеличения. Практическая гавань Одесского порта может вместить до пяти боевых кораблей среднего водоизмещения (до 5000 т), а также необходимое число малых кораблей и катеров. При СССР здесь базировался дивизион подводных лодок, в составе которого было более десятка субмарин. Правда, часть береговой инфраструктуры устарела и требует основательной реконструкции. Для ремонта кораблей есть Одесский судоремонтный завод, судоремонтный завод в Ильичевске, а также мощнейшие кораблестроительные заводы Николаева. Кроме того, отдельные корабли и катера могут базироваться на Очаков. Бывший начальник Одесского порта Николай Павлюк считает, что базировать боевые корабли можно, но с некоторыми оговорками: «Состояние их инфраструктуры - это засекреченная информация, но я со своей стороны могу сказать, что каналы для всех необходимых коммуникаций там есть. Думаю, что все это находится в загубленном состоянии, однако восстановить можно и даже нужно». А вот чего в Одессе нет - так это крупных складов боезапаса для боевых кораблей, причем размещать их в центре миллионного города весьма проблематично.
Кадровый вопрос при базировании флота в Одессе также вполне решаем. Вместо Севастопольской военно-морской академии, скорее всего, будет создан специальный военно-морской факультет в Одесской национальной морской академии. Ее ректор Михаил Миюсов уже подтвердил возможность создания такого факультета. А для размещения личного состава в городе пока что хватает казарм и других объектов, принадлежащих министерству обороны, хотя и расположенных не у самого моря.