Трамвай из центра Одессы на поселок Котовского: ехать таки надо

Oct 14, 2013 16:49


В пятницу 11 октября вице-мэр Кирилл Шаламай заявил, что одесская мэрия планирует продлить трамвайные маршруты с поселка Котовского, идущие сейчас только до Пересыпского моста, к железнодорожному вокзалу. Чиновник не назвал конкретных сроков:

«Это позволит жителям поселка Котовского и прилегающих к нему районов за 1,5 грн. доехать до железнодорожного вокзала без пересадки возле Пересыпского моста. Сейчас мы назовем какие-то сроки, а потом окажется, что мы их не выполнили. Во всяком случае, за нынешний и следующий годы мы все сделаем.»

Поскольку идея такого трамвайного маршрута не нова и с десяток лет назад даже ненадолго воплощалась в жизнь, я решил проанализировать все плюсы и минусы туманных обещаний Шаламая.



Трамвай в Лузановке


Трамвайная сеть Одессы изначально оказалась разорванной на несколько кусков, связанных между собой только «служебными» путями. Прямых маршрутов с Пересыпи и поселка Котовского, а также с поселка Таирова в центр города нет, а существующие заканчиваются у Пересыпского моста и железнодорожного вокзала. В советское время это было вполне оправдано - трамвай служил, прежде всего, для перевозки огромного числа рабочих из жилмассивов к крупным промышленным предприятиям, а с остальными пассажиропотоками в направлении центра успешно справлялись автобусы и троллейбусы. После того, как развалился СССР и остановилось большинство крупных заводов, особенно на Пересыпи и в промзоне Центролита, оказалось, что основные пассажиропотоки трансформировались со схемы «жилмассив - завод» в «жилмассив - центр города». А трамвай остался прежним.



Трамвай 7 маршрута на конечной у Пересыпского моста. Фото 2009 г., когда на линиях еще можно было встретить состав из двух вагонов.

Поэтому совершенно неудивительно, что главенствующая роль в обслуживании изменившихся пассажиропотоков перешла от электротранспорта и, в частности, трамвая, к автобусам, с их более гибкой машрутной сетью и планированием маршрутов. В результате этого, а также сокращения количества трамваев и троллейбусов, объем перевозок электротранспортом за пару десятков лет упал с двух третей до одной трети.

Одним из вариантов решения транспортной проблемы всей Одессы часто называют строительство скоростного трамвая. По замыслам, он должен соединить поселок Котовского сначала с Пересыпским мостом, а затем и с центром города. Но при этом все почему-то забывают о существующей трамвайной линии, которая совсем чуть-чуть не дотягивает до предусмотренного СНиПами стандарта скоростного трамвая. Главным критерием отличия скоростного трамвая от обычного является средняя маршрутная скорость - для скоростного она должна превышать 24 километра в час.

Нынешний 7-й маршрут от Пересыпского моста до улицы Паустовского имеет протяженность 13,5 км. Вагоны, при отсутствии задержек, преодолевают это расстояние в среднем за 40-50 минут. Это соответствует средней скорости 18 км/час. До стандарта скоростного трамвая далеко. Но надо учесть, что на одних участках маршрута трамваи при этом развивают скорость до 60 км/час и более, а на других - плетутся со скоростью пешехода, а также зачастую долго стоят на красный сигнал светофора на перекрестках у 7-й Пересыпской и Молодой Гвардии. И даже в таком «нескоростном» виде трамвай очень часто является единственным адекватным транспортом, связывающим поселок Котовского с остальными частями города - хотя бы потому, что в случае любого ДТП на Николаевской дороге весь автотранспорт становится в «пробку», а средняя скорость в часы пик не превышает 12-15 км/час.

Сейчас трамвай может проехать с Пересыпи к вокзалу. И немудрено - пути есть, а единственное сейчас депо находится как раз на Водопроводной, у вокзала. И трамваи 7-го маршрута, едущие «нулевым» рейсом в или из депо обязаны останавливаться на остановках и брать пассажиров, если только сам вагон не сломан. Что вагоновожатые и делают. Таким образом, предложение Шаламая может быть простой констатацией сложившейся ситуации, когда каждый из трамваев, работающих на 1, 6 и 7 маршрутах хотя бы раз в день следует с пассажирами через центр города.



Трамвай на служебной однопутной линии под Пересыпским мостом, соединяющей маршруты в сторону Пересыпи с остальной трамвайной сетью города

Лет десять назад, в 2003-2004 гг. в летнее время вводился трамвайный маршрут Тираспольской площади до Лузановки, а затем - от железнодорожного вокзала (Старосенная площадь) под номером 2. Но в таком виде маршрут не прижился, так как трамваи по нему ходили редко, а ехали долго. Дело в том, что конфигурация трамвайных путей в районе Пересыпского моста не позволяет напрямую проехать со спуска Маринеско на улицу Черноморского Казачества - вагонам требуется заехать на кольцо в Херсонском сквере, на что требуется 5-10 минут. В то время дороги еще не были загружены настолько, как сейчас, на городских маршрутах еще массово работали автобусы большой вместимости, поэтому трамвай проиграл по скорости.



Трамвай на 2-м маршруте от Лузановки до вокзала, июнь 2004 г. Фото: Стефан Машкевич, www.odessatrolley.com

Неоднократно предлагаемые общественностью проекты прокладки трамвайных путей от спуска Маринеско к Пересыпскому мосту неизменно оставались неосуществленными. Несколько главных инженеров и директоров КП «Одесгорэлектротранс» за последние шесть лет в частных разговорах признавали, что прокладка примерно 150-160 метров путей под Пересыпским мостом - жизненно важная и актуальная задача для одесского трамвая. Но при этом сетовали на то, что городская власть не дает добро на разработку проекта и его реализацию, не говоря уже о финансировании. Наши источники в департаменте транспорта и КП «ОГЭТ» утверждают, что этот участок таки будет построен, но говорить пока что о сроках работ и их стоимости нельзя - так как нет проекта.



Трамвай под Пересыпским мостом. Со служебной линии можно попасть только на кольцо у Херсонского сквера

В случае, если недостающий отрезок путей под Пересыпским мостом все-таки проложат, трамвайный маршрут от улицы Паустовского до вокзала будет действительно актуальным и востребованным. Но его актуальность снижается тем, что на улице Преображенской, особенно на участке между улицей Пастера и Тираспольской площадью, трамвай будет стоять в пробке, так как пути здесь проложены на проезжей части. Возможно, важным шагом в направлении разгрузки центра города и, в частности, Преображенской, станет уменьшение количества автобусов малой вместимости, работающих на маршрутах, которые будут дублировать продленный до вокзала трамвай. Кроме того, учитывая, что сейчас на 7-й маршрут в часы пик выходит 15-18 вагонов, для его продления до вокзала с сохранением интервалов движения на него необходимо будет добавить еще до 10 вагонов.



Трамвай на Преображенской идет в общем потоке автотранспорта

P.S.

Несколько лет назад, в 2009-2010 гг. шли разговоры о возможности получения Одессой кредита от Европейского банка реконструкции и развития в 72 млн. евро, который предполагалось потратить именно на создание линии скоростного трамвая. Получить ее хотели, капитально реконструировав существующую линию 7-го маршрута. Реконструкция, в случае осуществления проекта, включала бы в себя замену рельсовых путей, контактной сети, установка оборудования для диспетчеризации и управления светофорами («зеленая волна» для трамваев) и закупка нового подвижного состава. Предполагалось закупить 14 новых низкопольных трамваев и еще 14 получить путем модернизации двух старых вагонов «Татра-Т3″, соединенных в один сочлененный вагон с низкопольной средней секцией. Опыт подобной модернизации старых «Татр» имеется в Киеве и Кривом Роге. Из-за смены местной власти в 2010 г. Одесса не получила кредит ЕБРР, все планы реконструкций трамвайных путей и закупки новых вагонов остались на бумаге.



Вот такой трамвай получается из двух старых «Татр» с вставкой средней секции с низким уровнем пола. Работают такие в Киеве и Кривом Роге на линиях скоростного трамвая. Фото: Дмитрий Мостовой, www.transphoto.ru
Опубликовано на НОВОСТНИК

фото, трамвай, одесса

Previous post Next post
Up