Как развивался Одесский порт за 219 лет (карто-косморепортаж)

Oct 08, 2013 20:44

Продолжаем цикл исследований Одессы. В этот раз под пристальным наблюдением оказался порт, и особенно - динамика его развития, прослеживаемая на старых картах, аэрофотосъемке и современных космических снимках.



1809 год. Одесский порт еще очень молод, но уже видно контуры будущих молов, ограждающих Карантинную и Практическую гавани, а также спрямление берега между ними. На Пересыпи видны ныне не существующие пристани.



1854 год. Полностью построены Практическая и Карантинная гавани, между которыми устроена набережная. К ней спускается Гигантская (Потемкинская) лестница.



1875 год. В порт проложена железная дорога. Напротив лестницы построен Новый мол, на котором ныне расположился морской вокзал. Образовались Новая и Угольная (Каботажная) гавани, прикрытые волноломом. Построена в 1871 г. эстакадная железная дорога длиной 8,5 км для перегрузки зерна из вагонов прямо в трюмы судов.



1894 год. Построена нефтяная гавань, строятся сооружения судостроительных и судоремонтных заводов Беллино-Фендерих.



1917 год. Спрямлено побережье между нефтегаванью и заводом. В нефтегавань проложены железнодорожные пути. В городе красными линиями обозначены линии трамвая.



1931 год. Видно новый волнолом, прикрывающий нефтегавань (частично). Показана железная дорога, тупик которой доходил почти до пляжа Ланжерон. Железнодорожная эстакада разобрана.



Август 1941 г. Немецкая аэрофотосъемка. На снимке обозначен эсминец у Карантинного мола и несколько торговых судов тоннажом от 2000 до 8000 т. Развитие портовой инфраструктуры прослеживается напротив нефтегавани - видно еще один волнолом, закрывающий рейд, а также элеватор на Пересыпи.



Май 2004 г. Снимок из программы Google Earth. Портовая береговая инфраструктура полностью сформирована. Видна высотная гостиница на Новом молу у морского вокзала и яхт-клуб. Построены первые две очереди автомобильной эстакады. Площадь Карантинного мола увеличена в 1980-х гг.



2008 г. Снимок из программы Google Earth. Видно, как за счет намыва территории уменьшилась площадь одного из бассейнов у причалов судоремонтного завода (в центре снимка).



2009 г. Снимок из программы Google Earth. Видно прокладку еще одной очереди эстакады в Практическую гавань, а также снос стадиона «Черноморец» - перед строительством нового на том же месте.



2010 г. Снимок из программы Google Earth. В районе бывшего судоремонтного завода спрямлена береговая линия, устроены новые перегрузочные комплексы. На месте стадиона «Черноморец» - стройка.



Май 2011 г. Снимок из программы Google Earth. Никаких изменений сравнительно с 2010 г. Новый стадион почти достроен. Вот-вот начнется строительство нового контейнерного терминала на Карантинном молу.



Февраль 2012 г. Снимок из программы Google Earth. Одесский порт во льдах. Отчетливо видны обледеневшие контуры строящегося контейнерного терминала на Карантинном молу. Стадион «Черноморец» достроен.



Июнь 2012 г. Снимок из программы Google Earth. Видна уже построенная на этот момент часть контейнерного терминала на Карантинном молу.
Опубликовано на НОВОСТНИК

карта, одесса, краеведение, история, порт, картография

Previous post Next post
Up